Буйлова Л.Н., к.п.н,

зав.кафедрой педагогики дополнительного образования детей ГАОУ ВПО МИОО

Павлов А.В., к.п.н.,

АНО «Научно-методический центр развития образовательных систем»

 

 

В последние годы ранее находившееся на периферии реформы дополнительное образование детей вызвало интерес государственных деятелей, законодателей и широкой общественности. В качестве причин такого внимания к сфере можно привести множество доводов, но основным среди них представляется кризис системы общего образования.

Происходящие социально-экономические изменения актуализировали роль дополнительного образования детей и обусловили необходимость его совершенствования в соответствии с вызовами времени и общественными потребностями.

Дополнительное образование – один из элементов комплексной модернизации отечественной системы образования. В последние годы это проявилось явно, и всеми забытое дополнительное образование детей вызвало интерес государственных деятелей, законодателей и широкой общественности. Такого внимания к организации деятельности детей за пределами «урока», пожалуй, в истории этой многострадальной сферы трудно вспомнить.

В качестве причин такого внимания к сфере можно привести множество доводов, но основным среди них представляется кризис системы общего образования, подталкивающий к поиску новых форм и технологий обучения и воспитания для развития «человеческого капитала» государства.

В ряде государственных документов определены приоритеты развития дополнительного образования детей до 2020 года, стратегия его государственной поддержки, а по поручению Президента РФ В.В. Путина разрабатывается «Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации».

Ряд регионов, не дожидаясь принятия и утверждения этого документа, начали разработку своих региональных концепций и программ.

 

«Мы ждем перемен…»

«Перемен!» - требуют наши сердца.

«Перемен!» - требуют наши глаза.

В нашем смехе, и в наших слезах,

И в пульсации вен: «Перемен!»

Перемены для дополнительного образования детей – это, как не покажется удивительным, вовсе не возвращение в прошлое по сегодняшней традиции. Перемены нужны как раз для того, чтобы обеспечить будущее этой образовательной системы и найти пути ее выхода из кризисной ситуации. Это понимает и педагогическое сообщество, поэтому ПЕРЕМЕН сегодня требуют не только «сердца», но и «разум».

«Дополнительное образование детей в нашей стране сейчас неэффективно, до сих пор мы не приступили к реформам в этой сфере, - заявил 8 октября 2013 г. на встрече с журналистами замглавы Минобрнауки В.Ш. Каганов. - В ближайшие два-три года систему допобразования ждет переосмысление и переоснащение, а также возникновение новых направлений и форм».

Реформа дополнительного образование детей, по сути, не начата, но многие подготовительные шаги и предпосылки для изменений уже существуют – изменяющийся запрос общества, формирующийся заказ государства, складывающиеся новые образовательные практики, что явно повлечет изменение нормативно-правового поля.

Обсуждения проведены на всех уровнях - вслед за президентом высказались многие видные государственные деятели, чиновники, исследователи, ученые. Многое за прошедшее время сказано об уникальности, значимости и необходимости поддержки и развития, предлагаются «новые формы», хорошо известные ранее в практике, но ставшие сегодня вновь открытым неисследованным материком. Ведь в педагогике как нигде нагляден принцип – «все новое – это хорошо забытое старое».

Основные формы, используемые в дополнительном образовании детей, известны человечеству до изобретения классно-урочной системы, как и собственно всей государственной системы образования, так, пожалуй, и самого государства.

Можно смело утверждать, что на сегодняшний день нужны перемены: вопросы дискуссий и обсуждений общих положений должны, наконец, перейти в стадию разработки и внедрения конкретных направлений и механизмов развития системы дополнительного образования.

При этом особенно стоить отметить, что, в целом, в условиях «мягкой» нормативной регламентации сферы, с одной стороны, и расширения самостоятельности образовательных организаций, с другой, как у региональных органов управления образованием, так и у образовательных организаций имеются значительные возможности для практических действий в сфере развития и модернизации

Принимать те или иные шаги на сегодняшний день мешает две серьезные трудности:

1) некоторое «смятение» и нерешительность на федеральном уровне, которое влечет за собой опасение в регионах сделать неправильные шаги на опережение и допустить ошибки, не совпасть и разойтись с федеральными идеями в понимании тех или иных задач;

2) разделение ответственности и полномочий в области дополнительного образования, в первую очередь - на муниципальном и региональном уровнях, а также активного соучастия федеральных органов власти при заявленных высоких социальных обязательствах государства.

Комплексную модернизация системы образования, которая является главным стратегическим направлением региональной образовательной политики: от закладываемых образованием качеств и формируемых способностей личности зависят современная культура, наука, экономика и устойчивое развитие региона.

Дополнительное образование детей, обладая открытостью, мобильностью, гибкостью, способностью оперативно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства, является одним из определяющих факторов развития способностей и интересов, гражданского, социального и профессионального самоопределения детей и подростков.

 

Перемены: для чего меняться?

Главным вопросом, на который прежде всего следует получить ответ – для чего стоить меняться. Это позволит уйти от пугающей формулы «перемены ради перемен», выхолащивающей саму суть понятия «модернизация», заставляющий специалистов-практиков «строить стены от ветра перемен вместо ветряных мельниц».

Основные идеи, которые помогут определить задачи развития дополнительного образования детей в региональной системе образования:

Дополнительное образование детей позволит «дополнить» систему общего образования, улучшить ее и развить, обеспечив познавательную мотивацию, так и построить систему образовательных альтернатив, предоставив возможность свободного выбора образовательной траектории личностного развития и сформировать умение «учиться на протяжении всей жизни».

Использование уникальных возможностей дополнительного образования в целях формирования единого образовательного пространства позволит повысить качество образования и воспитания, реализовать процесс становления личности в разнообразных развивающих средах, содействовать профессиональному самоопределению, адаптации к жизни в обществе, приобщению к здоровому образу жизни и т.д.

Дополнительное образование детей может стать одним из ведущих ресурсов для выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка в процессе образования.

1. Обеспечение региональных социальных гарантий в сфере дополнительного образования детей.

2. Обновление содержания, форм и технологий дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями общества и семьи.

3. Сохранение единого образовательного пространства на основе интеграции общего и дополнительного образования на базе общеобразовательных школ и образовательных комплексов.

4. Развитие инфраструктуры и ресурсного потенциала дополнительного образования детей

5.  Повышение эффективности управления устойчивым развитием дополнительного образования детей.

Современная социально-экономическая ситуация требует подойти к решению проблемы повышения качества образования через объединение ресурсов разных образовательных организаций, что позволит создать условия, обеспечивающие подготовку образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации информационного выбора, прогнозируя их возможные последствия, которые будут мобильны, конструктивны, уметь сотрудничать, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны и свою лично. Актуальность данного направления подчеркивается в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.»  (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р)

В современной ситуации важен выбор такого направления развития, которое бы учитывало необходимость продуктивной адаптации организаций дополнительного образования детей к произошедшим изменениям и имело в перспективе предпосылки к повышению эффективности их деятельности, укреплению стабильности всей сферы. Но в  вопросах организации дополнительного образования детей явно обозначилась проблема, связанная с неравномерностью и дефицитностью используемых ресурсов, явным «отставанием» и неэффективностью организаций этой сферы, отсутствием технологичных методик управления при усилении значимости дополнительного образования в обществе.

Эта ситуация разделила организации дополнительного образования детей на две неравноценные группы:

1) организации, имеющие устойчивое, стабильное развитие, демонстрирующие высокие результаты, мобильные и готовые к конструктивным изменениям;

2) организации, испытывающие дефициты преимуществ и динамики развития, выражающиеся в трудностях, связанных с выполнением государственного задания, сформированием контингента обучающихся и ресурсным обеспечением.

С учетом этой позиции возможно конструктивное изменение региональной системы дополнительного образования детей на основе развития приоритетных моделей.

 

Куда идти, к чему стремиться?

Несмотря на то, что определение векторов развития – неблагородный жанр, необходимо предпринять попытку сформулировать основные направления развития региональной системы дополнительного образования. К таким направлениям можно отнести:

Обеспечение доступности и качества дополнительного образования для всех слоев и групп детского населения

Обеспечение региональных социальных гарантий в сфере дополнительного образования детей по различным направлениям деятельности на основе сохранения лучших традиций и в соответствии с меняющимися запросами населения, является сегодня одним из приоритетных направлений образовательной политики. Предназначение дополнительного образования - быть привлекательным и востребованным для населения, что может быть реализовано только при обеспечении высокого качества оказываемых образовательных услуг и оперативного реагирования на запросы потенциальных заказчиков.

Качество образования оценивается здесь как совокупность оценок процесса и результатов деятельности образовательной организации, педагога и ребенка, как всесторонний мониторинг качества дополнительного образования в конкретном образовательном учреждении, включая качество реализуемых образовательных программ.

Дополнительное образование детей не может далее оставаться узковедомственной сферой. Она должна в соответствии со своим характером и предназначением закрепиться как открытая и социально значимую региональную система, предоставляющую широкий спектр образовательных услуг с сохранением приоритета бесплатности и равного доступа к дополнительным образовательным услугам всех категорий детей, включая социально уязвимые слои населения.

В то же время требуется нормативное выравнивание условий для качественного углубленного обучения по программам разного уровня в системах образования (только общеразвивающие программы) и культуры и спорта (общеразвивающие и предпрофессиональные), так как системы обладают практически параллельными образовательным потенциалом и не предполагается преемственности обучающихся от системы образования на более высокий уровень к системам культуры и спорта.

Система требует создания и соблюдения достаточных условий, обеспечивающих равные возможности свободного выбора каждым ребёнком направления и вида деятельности, профиля программы, времени её освоения и педагога.

Сегодня в условиях во многом стихийного формирования рынка образовательных услуг, возрастающего спроса и требований к качеству со стороны общества особенно важно соблюдать интересы потребителей данных услуг. Потребителям образовательных услуг в полной мере необходима информация о спектре и качестве образовательных услуг в сфере дополнительного образования детей, а также защита от услуг недолжного качества.

При формировании спектра дополнительных образовательных программы, реализуемых для населения конкретного района крайне важно использовать инструменты маркетинга и социологии для создания многопрофильной эффективной системы дополнительного образования.

Для объективного представления о качестве и спектре услуг целесообразно организовать систему мониторинговых исследований качества дополнительного образования детей по актуальным направлениям его развития.

Повышение охвата обучающихся дополнительными образовательными программами требует внедрения новых механизмов учета, электронных средств мониторинга, а самое главное, прозрачных правил статистического учета, как на уровне образовательной организации, так и на уровне региона.

 

Обновление содержания, форм и технологий дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семей и общества.

Обновление содержания, форм и технологий дополнительного образования детей в соответствии с социокультурным, экономическим, политическим развитием региона, является значимым направлением государственной образовательной политики: модернизация этой сферы осуществляется за счет разработки и реализации новых дополнительных общеобразовательных программ, а также через создание высокотехнологичной образовательной среды за счет использования информационных технологий, развития дистанционных и сетевых форм организации деятельности.

Содержание, технологии, методы и формы организации дополнительного образования, используемые в образовательном процессе, должны быть ориентированы на создание многомерного, вариативного, свободного пространства для становления культурной и самостоятельной личности обучающегося. А сами дополнительные образовательные программы нового поколения должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с группой детей или с отдельным ребенком.

Реализация данного направления включает в том числе:

1) формирование механизмов обеспечения обновления содержания услуг по предоставлению дополнительного образования, их соответствие потребностям населения и задачам городского развития, повышения эффективности образовательного процесса, а именно:

• обновление содержания, технологий и расширение перечня услуг дополнительного образования на основе организации эффективного межведомственного и внутриведомственного взаимодействия;

• расширение спектра образовательных услуг, направленных на обеспечение социальной и культурной интеграции детей мигрантов в городское общество;

• стимулирование деятельности частных организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей дошкольного и школьного возраста;

• вовлечение детей и подростков в сферу дополнительного образования с использованием всех культурно-образовательных ресурсов города вы, передового российского и международного опыта;

• создание условий для увеличения количества детей, ставших победителями и (или) призерами олимпиад, конкурсов, смотров, соревнований и т.д. городского уровня и выше;

• разработку и внедрение дополнительных образовательных программ углубленного и предпрофессионального уровня, в том числе с использованием ресурсов внутриведомственного или межведомственного взаимодействия;

• реализацию комплекса мер по расширению взаимодействия образовательных организаций с работодателями в целях постоянного совершенствования основных программ профессионального обучения для их востребованности;

2) реализация вариативных моделей дополнительного образования, обеспечивающих базовый пакет услуг в каждом районе, обновление содержания дополнительного образования в соответствии с потребностями населения и задачами городского развития, а именно:

• разработку и реализацию городских, окружных муниципальных моделей оказания услуг в сфере дополнительного образования, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и инклюзивного дополнительного образования;

• разработку и внедрение вариативных моделей организаций дополнительного образования в рамках межведомственного и внутриведомственного взаимодействия;

• разработку и внедрение вариативных моделей дополнительного образования для одаренных детей и социально незащищенных граждан;

* разработку адаптивных моделей дополнительного образования для детей-инвалидов и детей и ограниченными возможностями здоровья, в том числе дистанционно;

• увеличение объема образовательных услуг по предоставлению дополнительного образования, оказываемых за счет средств бюджета, и стимулирование разработки и реализации инновационных и эксклюзивных программ, реализуемых за счет средств потребителей;

• создание образовательных кластеров для реализации инновационного потенциала системы дополнительного образования;

• создание условий для привлечения частных организаций к оказанию образовательных услуг по предоставлению дополнительного образования;

• разработку и внедрение современных моделей образования, отдыха и оздоровления детей в каникулярное время.

3) разработка и реализация программ дополнительного образования, привлекательных для обучающихся среднего и старшего возраста, обеспечивающих их занятость в свободное от учебы время во второй половине дня;

4) внедрение информационных, телекоммуникационных технологий, технологий творческого развития, самообразования; использование дистанционных, заочных, очно-заочных форм обучения;

5) развитие форм поддержки академической и творческой одаренности.

 

Создание современной инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и увеличения инвестиционной привлекательности

Государственная образовательная политика ориентирует на то, что облик образовательной организации должен измениться как по форме, так и по содержанию. Новые условия нужны для организации качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития детей. Формирование современной инфраструктуры дополнительного образования должно быть направлено на обеспечение личных потребностей детей, реализацию компетентностного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов, что предполагает обеспечение образовательного процесса современными средствами обучения, а также комфортные и безопасные условия обучения детей.

Реализация данного направления включает в том числе:

1) разработка механизмов государственной поддержки организаций дополнительного образования, внедрение механизмов развития социального партнерства, в том числе с бизнес-структурами, разработка механизмов их участия в предоставлении услуг дополнительного образования;

2) приобретение современного специализированного оборудования и создание инфраструктуры для развития технической направленности (робототехника, технопарки, мультиоборудование), естественнонаучной направленности, экологического туризма, экономического образования (бизнес-инкубаторов), трудовой занятости подростков и молодежи;

3) максимальное использование социокультурной среды города вы для реализации дополнительных образовательных программ;

4) увеличение инвестиционной привлекательности дополнительных образовательных программ;

5) совершенствование информационного сопровождения дополнительного образования, развитие его информационно-статистической и социологической базы на основе внедрения современных информационных и телекоммуникационных технологий;

6) активное использование новых информационных технологий, включающих телекоммуникационные проекты и дистанционное обучение в учреждениях дополнительного образования детей;

 

Развитие кадрового потенциала дополнительного образования детей через формирование корпоративной культуры, стимулирующей инновационную активность и творческую инициативу, личностный рост и самореализацию педагогических работников

Меры, направленные на развитие кадрового потенциала и повышение социального статуса педагогических и руководящих работников сферы дополнительного образования детей, призваны способствовать притоку квалифицированных кадров, что будет способствовать обновлению и развитию дополнительного образования детей.

Реализация данного направления включает в том числе:

1) повышение социального статуса педагогических работников, работающих в системе дополнительного образования города, совершенствование механизма оплаты труда педагогических и руководящих работников дополнительного образования детей, системы моральных и материальных стимулов для сохранения в дополнительном образовании детей талантливых и компетентных педагогических работников;

2) создание системы привлечения и поддержки молодых специалистов в сфере дополнительного образования детей, создание резерва потенциальных кандидатов на руководящие должности в учреждения дополнительного образования детей; оценка кандидатов и отбор лучших;

3) разработка системы опережающего повышения квалификации педагогов и специалистов дополнительного образования;

4) создание межведомственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров;

5) развитие системы научно-методического сопровождения педагогических кадров и создание электронной учебной, методической, научной, справочной базы для специалистов;

6) формирование профессиональной коалиции общественно-профессиональных экспертов, способствующих развитию дополнительного образования детей;

7) создание виртуальной и электронной библиотеки учебно-методической литературы для педагогов дополнительного образования детей, включающей научную, учебно-методическую и справочную литературу, периодические издания.

 

Совершенствование ресурсного потенциала системы дополнительного образования детей

Развитие системы дополнительного образования детей зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, научного, программно-методического, материально-технического характера. В реальной практике развитие требует выделения специальных средств, которые обеспечивают решение названных групп задач этого вида образования.

Успешность развития системы дополнительного образования детей определяется возможностью мобилизации всех видов ресурсов и обеспечения их целевого использования в интересах детей. При этом обеспечиваться должны только реалистичные предложения, учитывающие состояние федерального и региональных бюджетов, ситуацию в конкретный момент времени. Следует использовать наиболее эффективные пути расходования средств, выделяемых на развитие системы дополнительного образования детей, создать систему адресной поддержки этого вида образования.

Должны быть определены механизмы решений о выделении финансовых средств отдельным районам, образовательным учреждениям, другим организациям на нужды развития дополнительного образования или для преодоления кризисов. Принципы формирования финансовых ресурсов развития образования и требования оценки эффективности используемых средств следует закрепить в соответствующих нормативных документах.

Реализация данного направления включает в том числе:

1) развитие механизмов нормативного финансирования дополнительного образования детей, формирование эффективных экономических отношений в дополнительном образовании детей;

2) разработка и утверждение региональных нормативов ресурсного обеспечения дополнительного образования детей в соответствии с направленностью образовательных программ;

3) разработка социально-экономических мер нормативного правового регулирования привлечения внебюджетных средств организациями дополнительного образования детей, легализация соплатежей потребителей за услуги дополнительного образования;

4) совершенствование механизмов привлечения в внебюджетных средств;

5) использование возможностей города вы и привлечение частных инвесторов для обновления материально-технической базы и расширения спектра образовательных услуг государственных образовательных организаций города вы, реализующих дополнительные образовательные программы;

6) строительство и развитие действующих объектов дополнительного образования, обеспечивающих популяризацию научно-технических и культурных достижений, ориентацию детей и молодежи на научно-исследовательскую деятельность, изобретательство, ориентацию на высокотехнологичные и инженерные специальности;

7) капитальный и текущий ремонт объектов недвижимости системы дополнительного образования, приобретение оборудования и мебели, осуществление комплекса противопожарных мероприятий;

8) разработка и внедрение моделей государственно-частного и социального партнерства, их нормативно-правовое регулирование и тиражирование;

9) поддержка негосударственных организаций дополнительного образования, конкурсное распределение субсидий на оказание услуг по дополнительному образованию.

 

 

Формирование эффективной системы управления устойчивым развитием дополнительного образования

Устойчивое развитие системы дополнительного образования детей основано на идеях ограниченности ресурсов, ответственного потребления, равноправия и справедливости, долгосрочной перспективы, взаимосвязанности, неотделимости социальных, экономических, экологических, культурных, политических и духовных аспектов.

Управление призвано обеспечить устойчивость в системе дополнительного образования в процессе изменений, что предполагает формирование политики в сфере дополнительного образования детей с привлечением экспертных сообществ, способных предложить и конструктивно обосновать последствия формирования той или иной политики, и создание эффективного механизма социального взаимодействия, который обеспечит возможность скоординированной реализации этой политики и ее оперативной коррекции по мере накопления опыта ее реализации.

Реализация данного направления включает в том числе:

1) совершенствование и развитие нормативно-правовой базы развития дополнительного образования детей, приведение её в соответствие с изменениями в российском законодательстве, закрепление статуса и функционала организаций дополнительного образования;

2) развитие государственно-общественного характера управления дополнительным образованием, усиление общественного участия в улучшении состояния и развития дополнительного образования детей;

3) внедрение постоянного мониторинга общественного мнения по вопросам дополнительного образования детей;

4) расширение практики экспертной оценки реализуемых проектов и программ: разработка и экспертиза целевых программ, проектов планов развития системы дополнительного образования на региональном, районном уровне и в образовательных учреждениях;

5) выявление социального заказа общества, родителей, детей к характеру и качеству педагогических услуг, реализуемых в системе дополнительного образования детей

6) усиление государственного и общественного контроля за качеством дополнительного образования детей;

7) сохранение межведомственного характера системы дополнительного образования детей, развитие межведомственного сотрудничества в сфере дополнительного образования воспитанников, обучающихся и молодежи; достижение нового уровня взаимодействия образовательных учреждений, органов управления образованием, детских и молодежных общественных организаций, семьи, СМИ, религиозных конфессий в воспитании и дополнительном образовании детей;

8) вовлечение родителей и широких кругов общественности в творческую деятельность с детьми на базе общеобразовательных школ, организаций дополнительного образования детей, культуры, спорта и др. социальных институтов.

 

Вместо заключения

«Все меняется - так справедливо считается,

Набирает разгон перемен колесо.

И, конечно же, многое в мире меняется,

Но при этом, увы, безусловно, не все».

 

Развитие региональной системы дополнительного образования должно является «неотъемлемым компонентом общей стратегии совершенствования системы образования, звеном системы непрерывного образования, роль которого резко возрастает в современных социально-экономических условиях для личности и для общества».

Переход системы дополнительного образования детей от стратегии выживания к стратегии развития зависит от продуманности управленческих решений, консолидации и оптимизации использования ресурсов на основе межведомственного взаимодействия.

В современных социально-экономических условиях крайне необходимо использовать принципы и механизмы кооперации ресурсов на межведомственном и внутриведомственном уровне, привлечение высококвалифицированных специалистов из различных отраслей науки, культуры, спорта, обновление программного поля и материально-технической базы в соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества и возрастающими потребностями государства в условиях нестабильного экономического роста. Дополнительное образование детей должно способствовать решению ключевых задач социально-экономического развития региона, предоставлять подрастающему поколению основу для дальнейшего профессионального самоопределения и личностного роста.

В складывающихся условиях представляется необходимым методично и осторожно разрабатывать, по сути сложившиеся в практике, две перспективные модели дополнительного образования – «интеграция образовательного пространства: школьное дополнительное образование и внеурочная деятельность» и «внешкольное дополнительное образование: современные центры образования, развития и досуга». Для этого требуется участие всех заинтересованных сторон, консолидация сил и ресурсов, четкая постановка целей и задач, определение механизмов и создание реальных соответствующих условий, что позволит, сохраняя лучшие традиции, перейти дополнительному образованию детей на новый качественный уровень и достойно отвечать на вызовы времени.

 

Источник: Журнал руководителя управления образованием, №7 2014 г.