Государственная политика

22 сентября в Общественной палате РФ состоялся круглый стол, на котором обсудили перспективы развития дополнительного образования.

 

На слушаниях собравшиеся обсудили три вопроса. Первый – проектирование дополнительных общеразвивающих программ и сроков их реализации. Второй – упрощение требований к лицензированию образовательной деятельности в части реализации дополнительных общеобразовательных программ. Третий – обеспечение равных условий доступа к финансированию организациями дополнительного образования детей.

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ Софье Мозгляковой в своём выступлении отметила: «В системе дополнительного образования функционирует 11 695 государственных организаций, официально зарегистрирована 81 негосударственная организация. Мы прекрасно понимаем, что на самом деле негосударственных организаций больше, но не все они выполняют нормы статистической отчетности. Сегодня новая форма статотчетности проходит апробацию в регионах, и мы надеемся, что нам удастся унифицировать данную форму.

Мы помним о необходимости сокращения документооборота и постараемся сделать все, чтобы, с одной стороны, заполнялись правильные формы, а с другой – чтобы это не занимало слишком много времени. Проводится работа и в других направлениях: утверждён профстандарт педагогов дополнительного образования. Подобные стандарты нужны для того, чтобы избежать подмены понятий, которые происходит в регионах. Дополнительное образование не гарантированно государством, но мы понимаем, что это все-таки обязанность государства. Мы реально обеспокоены тем, что происходит в стране: те организации, которые имеют право на существование, к сожалению, реорганизуются. В связи с этим мы планируем проводить семинары для руководителей региональных органов исполнительной власти – не все регионы правильно понимают цели и задачи оптимизации. Мы всегда открыты для консультаций, наши коллеги всегда готовы подсказать, разъяснить и помочь. Об обеспечении равного доступа к финансированию: до сегодняшнего дня дополнительное образование финансировалось по остаточному принципу, не было отдельного кода бюджетной классификации, но совсем скоро будут внесены поправки и появится такой код».

Заместитель директора Департамента науки и образования Министерства спорта РФ Константин Вырупаев, в частности, подчеркнул недопустимость сокращения программ дополнительного образования. Члену экспертной группы Министерства финансов РФ по переводу на нормативно-подушевое финансирование отраслей социальной сферы Владимир Романов, в числе прочего, рассказал о том, как производится подсчёт стоимости услуг в сфере допобразования, а также отметил, что существует «горячая линия», по которой все желающие могут получить ответы на волнующие вопросы.

Директор Института развития образования Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина затронула другие аспекты обсуждаемой темы: «Мне кажется очень важным лицензирование индивидуальных предпринимателей. Оно должно быть максимально упрощено. Все субъекты РФ и муниципалы должны получить разъяснения по этому вопросу. В отношении равного доступа к бюджетным ресурсам: нужны изменения в законе, чтобы неподведомственным учреждениям был разрешен доступ к бюджетному финансированию. Если говорим о конкурсной основе, тогда должны быть честные и прозрачные процедуры для всех участников...

Если мы хотим поддерживать сами семьи, детей, то все равно перспективной моделью видится сертификация дополнительного образования. Должен быть сертификат на право получения объема дополнительных услуг в соответствии с выбором потребителей. Это тоже перспективная модель. И еще: для детей с ВОЗ у нас сегодня адаптированных программ нет. Не существует их и для одаренных детей. Нужны также требования к персоналу, к их квалификации, категории. Нужно годовое исчисленные программ (долгосрочных) с учётом требования каникулярности. В этих направлениях нужно работать».

Главный редактор газеты «Вольный ветер», член Координационного совета по развитию детского туризма при Правительстве РФ, эксперт Сергея Минделевич в своём выступлении отметил проблемные точки дополнительного образования: «Нужно говорить не о том, как получать лицензию, а том, чтобы вообще сохранить дополнительное образование. Ситуация тревожная – ежегодно сокращается количество учреждений эколого-биологического дополнительного образования, технического направления, туристско-краеведческого... За последние 6 лет количество участников походов в России, совершенных в системе дополнительного образования, уменьшилось на 680 тыс. детей, количество участников экскурсий – на 860 тысяч. Пятнадцать лет назад было 547 станций юных туристов, на начало этого года осталось 210. И обращения в Минобразование не помогает.

Фотогалерея и новость на странице журнала "Столичное образование" 

 

Проект рекомендаций круглого стола

В условиях стремительно меняющегося мира ценность образования имеет особое значение. Поэтому многочисленные изменения в системе отечественного образования и непосредственно вопросы развития дополнительного образования привлекают самое пристальное общественное внимание.

Особым достижением современной системы образования стало закрепление на законодательном уровне дополнительного образования как вида образования, который «направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования» (Закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

С момента вступления в силу Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» вышел ряд нормативных документов, определяющих роль и значение системы дополнительного образования в развитии нашего государства. К ним относятся:

- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

- Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 года № 295)

- Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497)

- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 8.12.2011 года № 2227-р)

В них особенно подчеркиваются приоритетные направления развития дополнительного образования в части обеспечения доступности дополнительного образования, расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ, развитие системы управления качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ, совершенствования финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования.

Участие общественности в обсуждении этих вопросов является одним из важных аспектов, введенных новыми нормативными документами. Смысл введения этих механизмов заключается в усилении ориентации на интересы и потребности основных участников отношений в сфере образования.

Однако на настоящий момент сохраняется ряд проблем и противоречий, которые не позволяют в полной мере обеспечить реализацию приоритетных направлений развития дополнительного образования. В действующих нормативно-правовых документах недостаточно прописаны механизмы проектирования дополнительных общеразвивающих программ и сроков их реализации, остаются неопределенными способы упрощения требований к лицензированию образовательной деятельности в части реализации дополнительных общеобразовательных программ, отсутствует детализация механизмов обеспечения равных условий доступа к финансированию организаций, реализующих деятельность в сфере дополнительного образования. Не ясны требования, предъявляемые к организациям, осуществляющим деятельность в сфере методической подготовки руководителей и педагогов дополнительного образования. В связи с этим сохраняются риски формальной и даже имитационной деятельности по реализации требований законодательства, направленных на развитие дополнительного образования как условия удовлетворения образовательных потребностей человека.

Важной задачей является обобщение опыта различных организаций, государственных и негосударственных, в решении выше обозначенных вопросов.

Накопленный в системе образования потенциал государственно-общественного управления также может стать основанием для создания новых механизмов развития дополнительного образования.

Участники общественных слушаний, обсудив актуальные проблемы, касающихся вопросов развития дополнительного образования, считают необходимым и целесообразным дать следующие рекомендации:

1. Совету Федерации и Государственной Думе Российской Федерации

3. Органам исполнительной власти и местного самоуправления

4. Общественной палате Российской Федерации

5. Общественным палатам субъектов Российской Федерации, Общественным Советам при органах исполнительной власти и местного самоуправления

6. Коллегиальным представительным органам управления образовательных организаций с участием общественности