состоялась 30 сентября-02 октября 2013 года в г. Челябинске. Конференция проводилась с целью консолидация усилий науки, практики и общественности в развитии дополнительного образования детей в контексте современной социокультурной и экономической ситуации, обсуждение мер, направленных на увеличение охвата детей программами дополнительного образования, представление опыта и определение проблем, тенденций и перспектив развития востребованности, привлекательности и результативности дополнительного (внешкольного, неформального) образования детей в Российской Федерации и в современном мире.

Организаторы:

 

  • Министерство образования и науки Челябинской области;
  • Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»;
  • Международная академия наук педагогического образования;

 

Конференция проводилась в рамках Форума Уральского федерального округа по вопросам развития системы дополнительного образования детей, что определило участие в ней ведущих российских и зарубежных ученых, специалистов в области теории и практики дополнительного образования, представителей Министерства образования и науки Российской Федерации.

С основными докладами на пленарном заседании выступили: д.с.н. Т.Э.Петрова, заместитель директора Департамента дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики Минобрнауки РФ, Марк Женев, генеральный секретарь Международной Федерации СЕМЕА, эксперт в области неформального образования, организации международных проектов и культурных обменов; д.п.н., профессор А.В. Золотарева– заведующая кафедрой управления образованием ФГБОУ «Ярославский государственный университет», член Европейской ассоциации учреждений неформального образования детей и молодежи (EAICY); д.п.н.. профессор Л.Г. Логинова, кафедра педагогики и психологии ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (г.Москва); д.п.н., профессор Б.В. Куприянов, главный научный сотрудник национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва) и представитель Украины – И.А. Первушевская, директор дворца детей и молодежи г. Ровно, Заслуженный работник образования Украины, член Европейской ассоциации учреждений неформального образования детей и молодежи(EAICY)

Регламент работы конференции объединил пленарные и секционные заседания, выставочные мероприятия, брифинг с участием представителей Минобрнауки РФ, дискуссионные площадки и презентации современных практик дополнительного образования детей.

Для всех участников Форума были предложены четыре публичные лекции ведущих российских и зарубежных ученых в области теории дополнительного (неформального) образования:

Марк Женев выступил с темой: «О методах активного воспитания детей и молодежи в условиях неформального образования: международный опыт»;

Первушевская Ирина Александровна (Украина) прочитала лекцию по теме: «Новый взгляд на стратегию развития современного внешкольного учреждения» (Из опыта работы адаптивной модели городского Дворца детей и молодежи г. Ривне, Украина), в которой представила не только историю формирования и развития на современном этапе адаптивной модели внешкольного учреждения, ее особенности, концепцию, структуру, научно-методическое обеспечение, управление, но и определила новые векторы развития альтернативных направлений неформального образования;

Тема лекции Логиновой Ларисы Геннадиевны "Качество и результаты в дополнительном образовании детей: ориентиры оценивания", в которой была представлена авторская позиция понимания результата и качества в дополнительном образовании детей, определены ключевые факторы качества и соответствующие им основные задачи в области качества для любого учреждения дополнительного образования детей, выявлены различия традиционных и современных моделей систем и процедур оценки качества и зафиксированы наиболее важные условия, определяющие проектирование системы оценки качества в учреждении;

Золотарева Ангелина Викторовна в своей лекции раскрыла тему «Новый сценарий развития образования на основе интеграции общего и дополнительного, формального и неформального образования» через ответы на актуальные вопросы о соотношении социального заказа и дополнительного образования детей и о том, как увеличить его востребованность и привлекательность (охват), о границах формального и неформального образования, о современных моделях развития образования на основе потенциала дополнительного образования детей, об организационно-управленческих механизмах обеспечивающих его развитие в современных социально-экономических условиях России.