В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения законодательства об образовании в части порядка предоставления платных образовательных услуг, осуществления образовательной деятельности без лицензии, законодательства о защите прав детей с ограниченными возможностями здоровья в части обеспечения их доступа в учреждения, санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства.

В Москве функционирует 397 учреждений дополнительного образования детей, из них 381 - государственных в сфере образования, культуры и спорта, 16 муниципальных. Негосударственный сектор представлен 26-ю (?!) организациями.

По суммарным данным, полученным Прокуратурой г.Москвы из разных ведомств, доля школьников вовлеченных в освоение дополнительных общеобразовательных программ, составляет 94,4 %. Абсолютное большинство школьников обучаются на бесплатной основе - в системах образования (93,1%), культуры (87,8%), спорта (87,1%).

Большинство из 140 муниципальных учреждений в сфере организации досуга, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы располагаются в недостаточно приспособленных помещений, половина из которых не соответствуют требованиям ном СаНПиН.

Прокуратурой отмечено в ряде случаев недостаточно высокое качество проведенных ранее проверок Департаментом образования г.Москвы.

Среди самых распространенных нарушений органами Прокуратуры отмечается:

- отсутствие медицинского заключения о состоянии здоровья обучающихся;

- порядок оказания платных образовательных услуг, в частности, договоров с потребителями;

- несоответствие положений Уставов действующему законодательству;

- отсутствие информации о деятельности учреждений на официальных сайтах в соответствии с требованиями законодательства РФ;

- режим работы учреждений не соответствует нормам СанПиН;

- нарушение правил приема и отчисления обучающихся;

- незаконные сборы денег с родителей;

- несоблюдение санитарных норм и норм пожарной безопасности;

- нарушение прав и интересов детей-инвалидов (отсутствие беспрепятственного доступа, образовательные программы реализуются без личных карт и индивидуальных программ таких лиц);

- нарушение финансово-хозяйственных операций.

Особо острое внимание Прокуратуры по "многочисленным нарушениям" обращено к Городскому дворцу "На Воробьевых горах".

Также среди острых проблем, отмеченных Прокуратурой, является оказание образовательных услуг коммерческими организациями без соответствующей лицензии.

Проведенный анализ сети и состояния системы дополнительного образования позволил сделать Прокуратуре г. Москвы вывод о недостаточной развитости сети и доступа к услугам дополнительного образования детей.

И.о. прокурора города А.В. Козлов внес предложение Правительству Москвы принять дополнительные меры по сохранению и развитию инфраструктуры дополнительного образования детей.

 

От редактора: Органами Прокуратуры проведена огромная работа, позволившая получить близкие к объективным сведения о состоянии системы дополнительного образования детей в Москве. Можно осмелиться утверждать, что проделанная работа органами Прокуратуры является чуть ли не единственным, реализованным практически, шагом по следам майских Указов Президента РФ о развитии дополнительного образования в стране. По-прежнему, самые эффективные органы власти остаются в силовом поле.

 

Источник: материалы Прокуратуры г.Москвы и Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

А.Павлов