В Москве 17-18 июня прошла конференция "Технологии дополнительного образования для школьников в области финансовой грамотности, профориентации и юношеского предпринимательства". 

О важности дополнительного образования, и специфики развития соответствующих программ в области предпринимательства говорили на открытии первой всероссийской конференции "Технологии дополнительного образования для школьников в области финансовой грамотности, профориентации и юношеского предпринимательства", организованной Центром поддержки молодежного предпринимательства "РосСтартап" совместно с Министерством образования РФ и Федеральным агентством по делам молодежи. Мероприятие проходило в конференц-зале Министерства образования.

Цель конференции: совершенствование и развитие современных подходов и практик образовательных программ по финансовой грамотности, профессиональному ориентированию и юношескому предпринимательству.

Задачи, поставленные перед конференцией:

• обмен практическим опытом реализации образовательных программ по финансовой грамотности, профессиональному ориентированию и юношескому предпринимательству;

• выявление проблемных мест существующих образовательных программ по финансовой грамотности, профессиональному ориентированию и юношескому предпринимательству;

• определение способов интеграции существующих образовательных программ по финансовой грамотности, профессиональному ориентированию и юношескому предпринимательству с обязательной учебной программой.

 

На пленарном заседании выступили: руководитель Федерального агенства по делам молодежи С.Ю. Белоонев, директор Департамента дополнительного образования детей, воспитания и молодёжной политики Минобрнауки РФ А.Э. Страдзе, председатель комитета Государственной Думы по образованию В.А. Никонов, Руководитель Департамента образования г. Москвы И.И. Калина, ответственный исполнитель программы повышения финансовой грамотности среди школьников от ФГБУ «Российский центр содействия молодежному предпринимательству» М.П. Кокорина и др.

Руководитель Федерального агентства по делам молодежи Сергей Белоконев, выступая на пленарном заседании конференции, отметил, что вопрос создания программ дополнительного образования в целом и развития соответствующих методик в отношении подготовки будущих предпринимателей особенно важен сейчас.

"Я хотел бы отметить, что для агентства по делам молодежи тема подготовки будущих предпринимателей является приоритетной. С помощью материалов, проработанных на сегодняшней конференции, и с помощью ФГУП «Всероссийский центр поддержки молодежного бизнеса» мы сможем сделать еще один шаг в работе, направленной на то, чтобы организовать работу со старшеклассниками на тему предпринимательства и бизнеса.

Это важно, потому что российская школа берет свое начало в школе советской. В СССР за предпринимательскую деятельность можно было угодить в тюрьму. И несмотря на то, что российская школа несет все лучше элементы и принципы школьного образования, развитых систем обучения именно предпринимательской деятельности нет. И в период постсоветского развития нашей страны такой системы не появилось. Нет ни осмысленной политики развития, ни пропаганды увлечения бизнесом старшеклассников. Пришло время эту задачу решать, и мы планируем делать это в плотном взаимодействии с нашим главным партнером — Министерством образования и науки. Эта работа обязательно будет идти совместно с работой департамента дополнительного образования.

Те наработки, которые у нас появятся в этом году, мы надеемся использовать при составлении большой программы дополнительного образования детей. Сейчас в министерстве этот вопрос поднимается.

Мы считаем, что тема предпринимательства и бизнеса подходит для дополнительного образования, для работы со старшеклассниками в школах, в детских лагерях, на летнем отдыхе. Это актуально и важно.", - отметил Белоконев.

О важности развития программ по развитию способностей к предпринимательству у учащихся российских школ говорил и ректор Московского финансово-промышленного университета "Синергия", глава Национальной ассоциации обучения предпринимательству Юрий Рубин. По его словам, в школах требуют создание не только обучающих, но и мотивирующих программ, посвященных предпринимательству: "К сожалению, нужно констатировать, что в имеющейся школьной программе практически нет не только курсов, повышающих квалификацию, но и мотивацию будущих предпринимателей", - заявил Рубин во время своего выступления на открытии конференции.

Очень здорово, что такие конференции организуются и проводятся. Тема, ориентированная на обучение детей, всегда актуальна, поскольку дети — наше будущее. При этом очень хочется воспитывать не только предпринимателей будущего, но и людей, которые занимаются такой деятельностью в настоящем.

Надо отметить, что мелкое предпринимательство — это очень действенный способ преодоления безработицы во всем мире. Как только повышается уровень безработицы, тут же можно заметить и всплеск предпринимательской деятельности.

Не надо питать никаких иллюзий: далеко не все предприниматели становятся успешными и удачливыми. Остаются те, кто имеет определенные задатки для этой деятельности. Задачи системы обучения состоят как раз в том, чтобы молодые люди, которые хотели бы заниматься предпринимательством и имеют для этого задатки, еще и умели бы этим заниматься квалифицированно и успешно.

К сожалению, нужно констатировать, что в имеющейся школьной программе практически нет не только курсов, повышающих квалификацию, но и мотивацию будущих предпринимателей. Вспомните школьный курс литературы. Там очень мало героев-предпринимателей, и практически все они — не положительные персонажи. Есть полководцы, цари, но ни одного предпринимателя. Даже Петр I, который создал первое акционерное общество в России и сам стал его первым акционером, ни разу не изображается как предприниматель. Полтава — это замечательно, но создание первого акционерного общества — тоже неплохо.

Национальная ассоциация обучения предпринимательству занимается тем, что упорядочивает системы обучения на разных уровнях: в сфере высшего и среднего профессионального образования. Сейчас ассоциация находится перед очень серьезным выбором: как лучше обучать детей в заведениях среднего общего образования. Конечно, существуют различные методики обучения, но на данный момент отсутствуют системные представления о том, как нужно работать с детьми в 14, 15, 16 лет. За рубежом детей обучают быть предпринимателями с детства, с 5–6 лет. Им говорят, что они все могут сделать своими руками и, главное, показывают, как они могут это сделать. Возможно, этой практике стоит поучиться. В нашей стране должно возникнуть нечто похожее, системообразующие, чтобы можно было объяснить детям, что они все могут сделать.

Марина Кокорина, директор ФГБУ "Российский центр содействия молодежному предпринимательству": "Хотелось бы отметить, что мы надеемся не просто на проведение разовой конференции, а на вычисление алгоритма наших совместных действий.

Мы планируем открыть несколько конкурсов на составление различных научных пособий, чтобы в дальнейшем уже через министерство распространять эту инициативу на всю страну. Мы постараемся делать так, чтобы любая технология или программа была замечена и оценена.

У нас нет целей создать какую-то отчетность, мы хотим найти уникальные технологии работы со старшеклассниками в области предпринимательства, мотивации заниматься предпринимательской деятельностью. Методики дополнительного образования сейчас очень важны — на них начинают обращать внимание.

На конференции также выступали эксперты в области предпринимательства, а также представители учебных учреждений, школьники из ряда регионов России. Выдвигались различные предложения по созданию систем дополнительного образования и развитии предпринимательских способностей у учащихся школ.

 

Источник: "Росмолодежь", "Мнения.ру"