Научно-методические статьи

к.п.н., профессор

Дополнительное образование - образовательная практика, воспитательный потенциал которой подлежит осмыслению в разных контекстах. Рассмотрим условия, от наличия которых зависит степень достижения целей воспитания на современном этапе политического, экономического, социального развития Российской Федерации, и обобщим наши знания о механизме реализации концепций воспитания.

Итак, в центре нашего внимания находится проблема, значение разрешения которой легко не=до=оценить, но невозможно пере=оценить. Сегодня только чрезмерно ленивый не обращает свои взоры к воспитанию как панацеи от бед, свалившихся на Россию в последние годы и девальвирующих позитивный потенциал происходящих перемен.

На всех уровнях власти уже не только и не столько отмечается необходимость воспитания, сколько принимаются разноуровневые программы, предназначенные для повышения эффективности и качества этого процесса.

Это - факт, оспаривать который бессмысленно. Признавая его, можно либо зафиксировать, что на двух необходимых уровнях - теоретическом и практическом – созданы предпосылки, обеспечивающие кардинальное изменение ситуации в воспитании российских детей, либо признать, что принимаемых мер недостаточно  для решения этой задачи.

При этом чрезвычайно важно понимать, что выход из состояния последовательно углубляющегося кризиса детства проблема, которую давно пора отнести к разряду вопросов государственной безопасности.

Кардинально изменить ситуацию надо сегодня или,  в крайнем случае,  завтра, ибо послезавтра уже будет поздно, страну захлестнёт  детский терроризм, не менее опасный, чем международный, а возможно им и организуемый.

Соотнося процесс воспитания с процессами социализации человека в современном обществе, необходимо осознавать, что все меры разрабатываются и реализуются в условиях несостоятельности государства.

Государство сегодня не только не предлагает и, судя по всему, неспособно предложить обоснованную интересами разных контингентов населения Российской Федерации стратегию приостановления роста социальных девиаций в детской среде, но и не препятствует формированию контрсоциального проекта.

Не разрабатываются и соответственно не реализуются меры по восстановлению ослабленных межпоколенных связей и обесцененных моральных устоев общества. Продолжается восторженное культивирование недоступных большинству стандартов потребления, безнаказанными остаются  вопиющие факты нарушения законов. Молодое поколение подводится под протестные реакции, проявляющиеся в бунтах по любому поводу.

Сегодня уже поздно возлагать надежды на то, что образование может справиться с ситуацией. Джин выпущен на волю. И только в том случае, если общество осознает опасность угрозы детского террора, и поймёт, что предусмотренный Законом Российской Федерации статус воспитания как составной части образования наряду с обучением ничего по факту не «образует», если основной остаётся учебная деятельность и сохраняется разрыв  между "словом" и "делом".

Обзор современных (появившихся в последние годы) концепций воспитания позволяет утверждать, что предпосылки для осознанного перепроектирования процесса воспитания созданы. Их можно и нужно грамотно использовать. Но почему-то, по каким-то причинам, этого не происходит.

Фиксируя появившееся в последние годы многообразие подходов к определению содержания понятия "воспитание", необходимо учитывать, что необходимость разобраться в том, как понимать воспитание в контексте образовательных стандартов (не только общего, но и профессионального всех уровней, и специального), далеко не очевидна как для органов исполнительной и законодательной власти, так и средств массовой информации.

Кажущаяся ясность приводит к тому, что становится неудобным выносить этот вопрос на обсуждение. В ответ можно сразу получить: "Ну вот, вчера знали, что такое воспитание, а сегодня уже не знаем".

Анализ того, что мы знали вчера, задача важная, но не менее важно понять, что мы знаем и чего мы не знаем сегодня.

Сегодня мы знаем, и это мы уже отметили, что кризис детства, проявляющийся в росте социальных девиаций в детской среде, несмотря на принимаемые меры приостановить пока не удаётся.

В соответствии с концепцией А. В. Мудрика воспитание  представляется исторически сложившиейся устойчивой формой совместной деятельности членов общества по использованию материальных, финансовых, духовных, человеческих ресурсов общества для планомерного создания условий удовлетворения важнейшей социальной потребности - развития членов общества.

В соответствии с концепцией Н. Е. Щурковой воспитание понимается как организованное профессионалом-педагогом восхождение ребёнка к культуре современного ему общества, вхождение его с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

В контексте данной концепции педагоги призваны взращивать духовный мир человека, помогать ему в обретении способности к интеллектуально - нравственному   обогащению, развитию, возвышению над обстоятельствами, преодолению противоречий, раздирающих жизнь и душу ребёнка.

Поиск ясных и чётких ответов на вопрос, как разрешать такие противоречия, составляет основное содержание процесса, который можно определить   как воспитательную работу.

Истоки противоречий воспитания лежат в противоречиях жизни, если, разумеется, считать воспитательный процесс расположенным в самой жизни, а ещё точнее, и есть не что иное, как организованная жизнь ребёнка.

Х. Й. Лийметс считает, что воспитание - это управление процессом развития личности. Если "управление" понимать как обеспечение эффективности какого-либо процесса, то воспитание - это обеспечение наиболее эффективного, наиболее полноценного развития личности происходящего реально в деятельности, общении, отношениях ребёнка  с внешним миром.

Определяя воспитание как управление процессом личностного развития через создание условий, благоприятных для этого, целевой установкой разрабатываемой программы можно признать формирование единого воспитательного пространства, позволяющего включать  ребёнка в воспитательный процесс в субъектной позиции.

Единое воспитательное пространство возникает в результате устойчивого длительного целенаправленно организуемого процесса коммуникации специалистов, обеспечивающих не  только создание условий, благоприятных для нормального развития детей, но их включение в организацию собственной жизнедеятельности в разных сферах.

Эффективность действий по созданию единого воспитательного пространства зависит от уровня взаимодействия субъектов, реализующих  воспитательные функции в соответствии с детально проработанной и просчитанной в последствиях моделью. Базируется подобная модель на исходной концепции, содержание которой находится в перманентном состоянии обновления, дополнения и корректировки, посредством разработки разноуровневых организационно-управленческих проектов, учитывающих особенности  города, округа, района, образовательного учреждения,  возможности социальных институтов, функционирующих на его территории, их    готовность к взаимодействию в целях воспитания детей.

Выстраиваемое на системной основе воспитательное пространство представляет собой в идеале социальную инфраструктуру для детей, предусмотренную Федеральным законом  Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" (24 июля 1998 года, № 124 ф3).

В центре воспитательного процесса находится конкретный ребёнок с конкретными проблемами, нуждами, интересами, противоречиями. Их учёт, анализ, обобщение и классификация должен осуществляться специальной службой психолого-педагогической, медико-социальной службой, функционирующей в структуре единого воспитательного пространства.

Персонифицированный учёт проблем детей может позволить разрабатывать и реализовывать адресные  программы, обеспечивая тем самым своевременное реагирование на предпосылки для возникновения социальных девиаций в детской среде.

Воспитание детей осуществляется несколькими ведомствами. Их функции должны быть дифференцированы, обязанности распределены, действия скоординированы. Воспитание нельзя (бессмысленно) сводить к проведению мероприятий, называемых воспитательными. Такие мероприятия далеко не всегда обеспечивают получение ожидаемых результатов.

При обобщении материалов о воспитании целесообразно выстроить логику получения позитивных результатов, предварительно установив, по каким критериям можно их можно оценить.

Можно предположить, что одним из приоритетных направлений воспитания должно быть, признано создание условий для:

  • освоения детьми социальных навыков и ролей;
  • развития культуры социального поведения граждан с учётом быстрой информатизации общества, роста динамики социально-экономических изменений;
  • последовательного формирования коммуникативных дружественных детям сред.

Такие условия надо моделировать, проектировать и создавать. Для этого необходимо  выделить, осмыслить и обосновать, отнормировать и технологизировать ряд процессов, например, процесс идентификации личности.

На современном этапе развития российского общества чрезвычайно важно осмыслить воспитание как проблему, разрешение  которой есть процесс перманентный по своей природе, процесс. Организаторам этого процесса предстоит определиться в главном:  допускается ли ими идеологический диктат и силовое навязывание личности ценностно-смысловых установок, или предполагается создание реальных (благоприятных) условий для её  социально-позитивной социализации. Планируемая  на государственном уровне модернизация образования не может не затрагивать всех аспектов функционирования образовательной системы и, следовательно, подлежит осмыслению всеми, кто к образованию причастен.

Социальная инфраструктура для детей. Понятие  "социальная инфраструктура для детей" введено в употребление на нормативно-правовом уровне  Федеральным Законом  "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" (июль 1998 года).

Предназначенный для регулирования отношений, возникающих в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребёнка  в Российской Федерации, названный Закон даёт следующее определение социальной инфраструктуры для детей. Социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной, охраны здоровья, образования, воспитания, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

Не преследуя цели экспертизы приведённого определения данного понятия, отметим,  что наличие на определённой территории перечисленных выше объектов не обеспечивает по факту сформированности  социальной инфраструктуры детства.

Социальная инфраструктура детства становится технологической  и институциональной  основой эффективного решения проблемы позитивной социализации детей при наличии нескольких условий. Она должна быть выстроена как целостная управляемая система. Все компоненты такой системы должны иметь чётко сформулированные функции и необходимую для их реализации базу.  Обеспечить это могут только районные управы.

Образование готово принять участие в выстраивании матрицы, по-разному  упорядочивающей  контингенты  детей  и  семей с детьми  на территории округа с целью их включения в разрешение таких  проблем, как сохранение и укрепление здоровья, сокращение числа правонарушений, профилактика отклонений в развитии и поведении.

Организационные функции при этом сможет выполнять подлежащая созданию Академия социального действия. Эта новая, не имеющая в Москве аналогов и поддерживаемая депутатом Бунимовичем,  структура предназначается для  организации социального опыта детей. По мнению старшеклассников округа, для них важно иметь возможность разработки и реализации проектов в области экологии, культуры, индустрии досуга, обустройства территорий, создания рабочих мест, обеспечения доступности качественного образования, защищённости от деструктивных воздействий, получения необходимой помощи и поддержки в трудных обстоятельствах.

Дети готовы вступать в  весьма  продуктивный  диалог с представителями управ, активно участвовать в инвентаризации объектов социальной инфраструктуры детства. Они нуждаются в общественных организациях, хотят иметь реальную возможность обустраивать свою жизнь на своей земле.

Опыт развитых европейских стран показывает эффективность выстраивания социальных стратегий   на основе передачи определённых властных полномочий населению. Дети не просто часть населения округа. Это та его часть, которой жить завтра в условиях, созданных сегодня. Они имеют право решать, что создавать на ограниченные финансовые  средства - больницу,  аквапарк, бассейн,  новый пешеходный   переход …

Единое воспитательное  пространство предлагается к созданию в целях комплексного решения проблем воспитания не только и не столько на уровне обучения (что, несомненно, важно), но и на уровне организации реального социального опыта. Задачи воспитания детей, несмотря на все сложности, могут продуктивно решаться в интересах личности, общества и государства, если будет сформирована реальная и реализуемая государственная социальная политика. Участие детей в формировании и реализации таковой основной смысл единого воспитательного пространства, организуемого консолидированными действиями объектов, составляющих социальную инфраструктуру детства.

Качество образования и воспитания. Пытаясь очертить сферы воспитания и образования и раскрыть между ними связь, мы обнаруживаем, что не смотря на принятую в течении десятилетий формулу образование = обучение + воспитание, в современном общественном понимании сфера воспитания гораздо шире, чем сфера образования, пронизывающая всю общественную жизнь («Воспитание – организованная особым образом жизнь»). Вместе с тем, не случайно система образования традиционно играет важнейшую роль в деле воспитания. Через учреждения системы образования проходят практически все детское население страны. Планы воспитательной работы разрабатываются и реализуются в каждой школе. Лучшие педагоги становятся для учащихся настоящим образцом для формирования их собственной жизненной позиции.

С другой стороны, становится все более ясным, что образование никогда не являлось и тем более сейчас не является единственным субъектом и институтом воспитания нового поколения людей. Семья и различного типа общности (национальные, религиозные, культурные, профессиональные, досуговые, спортивные, дворовые, криминальные и т.д.) играют в процессе воспитания важную, подчас решающую роль.

В этих условиях образование, не претендуя на всеобъемлющую роль, должно иметь свой фокус рассмотрения проблемы, следует четко и ясно сформулировать позицию и задачи образования в сфере воспитания (Схема 1).

Работники образования неоднократно указывали на отсутствие четко сформулированного государственного заказа на воспитание подрастающих граждан. Более того, в условиях реформирование всех сфер общественной жизни довольно трудно сформулировать во всей полноте проект нарождающейся общественной системы. Однако некоторые черты этого общества нетрудно предсказать: вся мировая практика указывает, что в 21 веке главным ресурсом воспроизводства и развития общества станет образование. Качественное образование обеспечит развитие кадрового потенциала новой экономики, позволит молодежи взять ответственность за свое благосостояние и адаптироваться в рыночной среде, способствует предотвращению обострения социальных процессов и укреплению стабильности государственной системы.

Соответственно, не исчерпывая всю полноту понятия воспитания, высокое качество образования становится основным критерием и фактором воспитания полноценной личности. Поэтому обеспечение качественного образования должно стать принципиальной позицией сферы образования в отношении проблемы воспитания.

И здесь только образование (в широком понимании: как сфера, как система, как технологии, как процесс развития личности) способно играть активную и ведущую роль, может ставить конкретные задачи и планировать достижение конкретного удостоверяемого образовательного результата. В этом смысле образовательные технологии являются основой технологий воспитания, используемых образованием, и они должны непрерывно совершенствоваться и развиваться.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что главной задачей системы образования в области воспитания является повышение уровня качества образования.

Понятие качества образования трудно определить однозначно. С.Е. Шишов и  В.А.Кальней в своей книге «Школа: мониторинг качества образования» (1): дают самое общее определение: качество образования – «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательными учреждениями образовательных услуг» или «степень достижения поставленных в образовании целей и задач».

Выделив в данных формулировках самое главное, можно определить качество образования  как степень соответствия результата образования ожиданиям различных субъектов образования (учащихся, педагогов, родителей, работодателей, общества в целом) или поставленным ими образовательных целей и задач. Важнейшей особенностью этого понятия является динамичность, его вариативный и деятельный характер. Это означает, что качество образования определяется в системе его употребления в практике, прежде всего в практике мониторинга качества и в процессе его наращивания.

Такое деятельностное и практическое понимание качества образования требует особых технологий мониторинга и способов его повышения.

 

Литература

1. С.Е. Шишов, В.А.Кальней «Школа: мониторинг качества образования», М.: Педагогическое общество России, 2000, - 320 с.