д.п.н.,
профессор КГПУ им. Некрасова

«попытка не пытка… ».

Приписывается чекистам

История возникновения в лексиконе многомиллионного российского педагогического сообщества словосочетания «учреждение дополнительного образования детей» обросла легендами, мифами и сказаниями. Сам слышал эту историю от нескольких человек, при всей разности версий: где сидели, что говорили и какие зарубежные журналы листали Алексей Константинович Бруднов, Галина Петровна Буданова, Наталья Леонидовна Селиванова и другие участники спасения отечественной системы внешкольного воспитания, практически все рассказы сходили в одном, что название родилось случайно и чуть ли не очень понравилось всем присутствующим. Помню как на конференции в Ярославле в 1997 г . звучала критика в отношении словосочетания «дополнительное образование». Более того, один чрезвычайно уважаемый мной человек, известный исследователь воспитания, чрезвычайно не лестно прокомментировал мои усилия по интерпретации формулы «учреждение дополнительного образования детей». И, тем не менее, я решил взяться за труд истолкования, рассуждая так: раз это понятие живет, употребляется, значит, определяет образ мысли российских педагогов. Может нам удастся наполнить эти слова наиболее продуктивным значением.

«Разберемся по понятиям…»

Известный доцент

Свое рассмотрение начнем с этимологии (греч. etymologia, от etymon — истинное значение слова) слов «дополнительный», «дополнять», «дополнить». Интересный материал дает осмысление названных слов и синонимичных понятий в русском, английском, испанском, итальянском, латинском, немецком, французском языках . Обратившись к словарям, удалось обнаружить более двадцати оттенков значения слов «дополнительный», «дополнять», «дополнить». Анализ и синтез позволяют выделить четыре относительно самостоятельные, но пересекающиеся группы значений исследуемых слов:

- сущность дополнения как действия (что объективно происходит в результате дополнения?),

- назначение для субъекта, для которого осуществляется дополнение (что получает тот, кому что-либо дополняют?),

- содержательной характеристики дополнительного как объекта в сравнении с основным - не-дополнительным (чем отличается дополнительный от не – дополнительного?),

- формальная институциональная характеристика дополнительности и дополнительного в системе с основным - не-дополнительным (каково место дополнительного в сравнении с основным – не дополнительным?).

В предлагаем тексте мы попытались соотнести названые значения с нашими представлениями о жизнедеятельности учреждений дополнительного образования детей, своеобразным теоретическим компасом для нас выступала социально-педагогическая концепция д.п.н., профессора, чл.-кор. РАО Анатолия Викторовича Мудрика.

О полном стакане как отражении индивидуальности

Первая группа значений может рассматриваться в русле понимания сущности дополнения как действия. Определяющее, на наш взгляд, значение соответствует понятию «комплементарность» и может быть объяснено следующим образом. Дополнение можно понять как действие, результатом которого является достижение полноты (дополнить – сделать полным), целостности, завершенности. Отсюда, дополнительное образование детей, в отличие от основного, призвано «заполнять, наполнять сосуд доверху» (complere - лат., fill –анг.), обеспечить «целостность», «полноту» личности, добавляя то, что обеспечивает неповторимость - индивидуальность. Другими словами, школа обеспечивает нечто общее, нужное всем и каждому, а внешкольные учреждения дополняют разным материалом и по-разному.

Исходя из названных оттенков значений, можно предположить, что деятельность учреждений дополнительного образования детей представляет собой дополнение результатов школьного образования до целого путем: прибавления, присоединения, добавления (supplementare, adicional - итал., erganzend, nachtraglich, Zuschu?, Zuschlags –нем.), ликвидации недостатков (fill –анг.), развития, увеличения, расширения (erganzen, erweitern – нем., amplify - англ.), оптимизации (complere – лат., complir - исп.), уточнения, детализации, распространения (addere – лат., amplify- англ.), осуществления сложения, суммирования (Summierung - нем.).

Главная особенность жизнедеятельности учреждений дополнительного образования детей состоит в том, что обеспечение личностной целостности, индивидуальности происходит за счет социально-профессиональных и культурно-досуговых проб (М.И. Рожков), позволяющих выстроить образ будущей своей индивидуальной жизнедеятельности. В задачи учреждений данного вида входит содействие в профессиональном самоопределении учащихся, что обеспечивается предоставлением возможности школьникам выбирать сферу деятельности из предложенного перечня. Индивидуальность развивается в данном случае за счет качественного и количественного приращения социального опыта личности, образования, разрешения тех или иных трудностей. Причем в идеале именно внешкольное воспитание содействует обретению школьником индивидуальности как целостности (завершенности).

Ситуация, когда в учреждения дополнительного образования посещают дети старшего дошкольного и всего школьного возрастного спектра приводит к тому, что в них социально-профессиональная и культурно-досуговая ориентация становятся длительными процессами постепенного уточнения интересов ребенка, восхождения к профессии или хобби путем многочисленных проб в сфере практической деятельности, через углубление и расширение содержания образования, через освоение ребенком способов деятельности, и представляет собой профилизацию (профессионализацию) . Профильная ориентация позволяет ребенку обоснованно и ответственно подойти к построению индивидуальной траектории собственного развития и ценностной ориентации, выбору уровня и формы обучения, конкретных образовательных учреждений.

Право выбора как щедрый подарок и неотложная помощь

Во второй интерпретации «дополнительного образования детей» - назначение для субъекта , для которого осуществляется дополнение, обнаруживаются две стороны. С одной стороны, дополнение представляет собой удовлетворение, насыщение, исполнение заказа (fill –анг.). Глагол «дополнить» означает «сделать приятное», «комплимент» (complere – лат., complir - исп.). С другой стороны «дополнить» – это не что иное, как помочь, оказать помощь, поддержку (subsidium лат.). Понятие «субсидарный» означает в традиционной терминологии зарубежной социальной работы –делегирование полномочий с верхнего уровня на более низкий (либо от официального – формального на неофициальный – общественный, от государственного до муниципального).

Делегирование как особенность жизнедеятельности учреждений дополнительного образования детей. Перенося эти значения на изучаемую нами проблему, можно констатировать, что по назначению дополнительное образование детей может быть истолковано как осуществление блага для отдельного человека (ребенка и его родителей), так и социальных групп. В этом случае происходит передача полномочий в регламентации (по содержанию и организации) от общества непосредственно воспитаннику (его родителям). Данное обстоятельство может быть объяснено наличием компонентов, которые нужны не всем, а отдельным людям, группам и т.п. Другими словами дополнительное образование детей предоставляет право выбрать то специфическое содержание, которое необходимо данного конкретному школьнику, он сам (с родителями или без) это содержание и выбирает.

Другая сторона жизнедеятельности учреждений дополнительного образования детей - удовлетворение потребностей школьника, связанных как с долговременными существенными планами, так и незначимыми, ситуативными, эпизодическими, эмоциональными причинами (формирование как профессиональных, так и досуговых предпочтений). В старшем школьном возрасте, когда профессиональное самоопределение начинает выступать как важная задача личностного развития, занятия в учреждениях дополнительного образования детей для части учащихся становятся основой профессионализации, но в конкретной сфере (или сферах) деятельности, которые оцениваются ими как наиболее вероятные направления освоения профессии. Дополнительное образование является также базой для формирования досуговых предпочтений – хобби, что должно рассматриваться как расширение пространства самореализации личности, как способ повышения качества жизни.

На основании всего выше изложенного целесообразно как особенность деятельности учреждений дополнительного образования детей назвать следующее – предоставление права выбора детям и родителям (делегирование права выбирать от общества человеку) содержание и относиться к избранному содержанию как будущей профессии или к будущему хобби. Данная особенность базируется на двух характеристиках дополнительного образования:

  • - добровольность вхождения в воспитательную организацию,
  • - разнообразие учреждений дополнительного образования по содержанию деятельности и организационной структуре.

Посещение учреждения дополнительного образования является для ребенка добровольным, то есть исключает обязательность и какое-либо принуждение. Это выражается в том, что отсутствие его не может быть препятствием для продолжения образования, приобретения профессии. Добровольность также выражается в:

  • - возможности согласиться или отказаться от участия в жизнедеятельности детского объединения учреждениях дополнительного образования детей
  • - самостоятельном выборе ребенком содержания предметной деятельности, выбрать педагога дополнительного образования,
  • - характере (роль в деятельности и график посещения), длительности участия в жизни того или иного детского объединения.

Так как многочисленные учреждения дополнительного образования предлагают различные виды занятий, а ребенок и его родители выбирают детское объединение (состав участников, характер отношений), вид деятельности, педагога. Отсюда возникает такая специфическая черта учреждений дополнительного образования как постоянная ориентированность на привлечение детей, так как от этого зависит для педагога возможность реализовать дополнительную образовательную программу. Такой принцип комплектования детских объединений как добровольность создает необходимость обеспечить мотивацию участия в деятельности у учащихся. Если рассматривать «мотив как результат соотнесения в сознании индивида образа потребности и образа встреченного предмета», то следует предположить что развитие у школьников мотивации участвовать в жизнедеятельности детских объединений предполагает конструирование в них таких ситуаций жизнедеятельности, в которых окружающие предметы порождают у детей привлекательные (подобные образам потребностей) образы вышеназванных занятий. Содержание занятий ребенка в учреждениях дополнительного образования включает с одной стороны непосредственное побуждение, заражение, вовлечение учащихся в совместную деятельность, а с другой – ориентирует ребенка на осознание значимости и ценности этих занятий. Добровольность вхождения в воспитательную организацию в данном случае обеспечивается предоставлением возможностей выбора различных форм реализации себя, того или иного объединения, соответствующего интересам и наклонностям школьников; создание возможностей перехода из одного объединения в другое и переключения с одного вида занятий на другой в рамках одного объединения позволяет индивидуализировать сроки и темпы выполнения программ. Необязательность его выражается также и в добровольности, менее жесткой регламентации жизнедеятельности. С одной стороны, ребенок или его родители сами определяют содержание и форму получения дополнительного образования, меру обязательности посещения занятий. С другой - учреждение дополнительного образования детей задает некие писаные и неписаные правила, регламентирующие поведение детей и педагогов, касающиеся, среди прочего, и обязательности посещения занятий.

Разнообразие по содержанию деятельности и организационной структуры, что ярко проявляется в делении на одно- и многопрофильные учреждения. К однопрофильным учреждениям в соответствии с современной номенклатурой, относятся те, которые реализуют дополнительные образовательные программы одной направленности (спортивно-технической, художественно-эстетической, военно-патриотической, научно-технической и др.), то есть это - клубы, станции и школы. Многопрофильные учреждения дополнительного образования детей к началу реформирования имели сложившуюся структуру, многочисленные детские коллективы, являвшиеся образцовыми в своих регионах, сильный преподавательский и методический состав, обладали хорошей материальной базой. В настоящее время многопрофильные учреждения, объединяющие несколько удаленных друг от друга филиалов, в большой степени ориентированы на работу с детьми по месту их жительства. В помещениях детско-подростковых клубов нередко одновременно могут заниматься не более пятнадцати-тридцати человек (одна - две учебные группы). Поэтому в деятельности таких учреждений доминируют социальные функции - организация свободного времени детей, профилактика правонарушений и безнадзорности, педагогизация среды.

Между элитарностью и благотворительностью

Третья группа значений также более относится к прилагательному «дополнительный» в смысле его качеств, свойств по отношению к иному (основному - недополнительному): чрезвычайный (extra- анг.), усиленный (amplified- анг.), высшего сорта, высшего качества(extra- анг.), аксессуар, при всей второстепенности значении служит элементом замысла произведения в целом (accessoire.- франц). Кроме этого третья группа значений анализируемых слов позволяет понимать социальное воспитание дополнительного образования детей как создание условий для уникальных, эксклюзивных (высокого качества, сложности и интенсивности действия) организованного социального опыта, образования и индивидуальной педагогической помощи.

Страховочная особенность жизнедеятельности УДОД – обеспечение устойчивости воспитанника в неблагоприятных обстоятельствах взрослой жизни выпускник учреждения дополнительного образования. Близка с разобранной выше трактовка слова «дополнительный» в связи со временем использования – субсидиарный, резервный, запасной (subsidiarius - от лат.). При таком объяснении значения прилагательного «дополнительный» можно построить схему: сейчас – резервный (запасной), завтра – используемый (основной). В этом случае дополнительное образование детей может рассматриваться как создание для воспитанника потенциалов и резервов в деятельностях. В этом смысле дополнительное образование закладывает определенный резерв выживаемости для воспитанника в случае неблагоприятных обстоятельств. В условиях достаточно быстрых изменений, происходящих в сфере производства, каждому работнику необходимо иметь запасные, резервные возможности для переквалификации, смены места работы и т.п.

Эксклюзивная особенность дополнительного образования детей состоит в том, что данный вид воспитательных организаций предлагает уникальное содержание: спортивная подготовка к участию в чемпионатах мира, олимпийским играм, международным конкурсам в музыкально-исполнительской и других видах художественной и научной деятельности.

Опосредованная особенность . Весьма интересным представляется рассмотрение жизнедеятельности учреждения дополнительного образования через призму принципа дополнительности в социальной педагогике (А.В. Мудрик). Если воспитание (относительно социально контролируемая часть) дополняет процесс стихийной социализации, то в воспитательной организации, призванной «дополнять воспитание», акцент может быть сделан на уменьшении управляющего начала. Скорее всего, характерной чертой учреждений дополнительного образования детей становится оптимальное сочетание стихийной, относительно направляемой, относительно социально контролируемой социализации и сознательного самоизменения человека. Общение и межличностные отношения занимают значительное место в жизнедеятельности учреждений дополнительного образования, характеризуются интенсивностью и насыщенностью.

Возможность уменьшить регуляцию поведения воспитанников обеспечивается тем, что педагог занимается с относительно немногочисленной группой воспитанников (15-16 человек), соединяя как групповые, так и индивидуальные формы работы. Педагогическое взаимодействие в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательной школе различается как по своей сути, так и в восприятии ребенка. Педагог дополнительного образования определенным образом «ограничен» в методах управления деятельностью и поведением воспитанника, в частности речь идет о методах требования и наказания. Поэтому ребенок не испытывает страха и тревоги, общаясь с педагогом. В данном случае педагог для управления деятельностью и взаимодействием воспитанников устанавливает отношения диалога, а активность детей в освоении содержания образования обеспечивается путем стимулирования их интереса. Педагог в глазах воспитанника является специалистом в привлекательном виде деятельности, поэтому ребенок готов устанавливать с ним контакт, чтобы освоить деятельность. Другими словами, образ педагога дополнительного образования, как правило, отличается от образа учителя школы в сторону большего доверия, более комфортных отношений, интереса обеих сторон друг к другу и к осваиваемому ребенком предмету.

Параллельным курсом

Четвертая группа трактовок в большей степени связана со словом «дополнительный» и указывает на параллельное одновременное существование с чем-то иным, похожим или исполняющим сходные функции, причем «дополнительный» является особым, отдельным, а с другой стороны признается: вспомогательным (subsidiarius- лат., supplementary -англ.), второстепенным (accessoire – франц. Subsidiary- англ.), добавочным, побочный, подчиненный (subsidiary, extra - англ., accessoire - франц), существующим сверх нормы, программы (extra, service , fire and light are extras- анг.), лишним, излишним (extra- анг.). Отсюда происходит и шестая группа особенностей.

Параллельная особенность дополнительного образования детей наиболее ярко проявляется, прежде всего, взаимоотношениями с общеобразовательной школой. Ребенок посещает клуб по месту жительства, изостудию или класс скрипки музыкальной школы параллельно со школой, следовательно, перечисленные детские объединения выполняют функцию дополнения. Существует объективная диалектическая зависимость дополнительного образования от основного, и заключается она в определении государством того содержания образования, которое является основным (общим и обязательным). Дополнительное образование обречено на периферийную роль – быть обращенным в прошлое и в будущее. Его содержание составляет то, что перестало быть общим и обязательным, и то, что еще не стало таковым. Эта периферийность не принижает значения дополнительного образования, а наоборот, она делает его мощным средством гуманизации системы образования в целом - все, что из-за тех или иных условий невозможно положить в основу всем (или всем, кто выбрал тот или иной профиль), можно добавить по возможности и желанию, углубляя, расширяя и применяя школьные знания. Дополнительное образование, осуществляемое в различных учреждениях, выделяется на основе специфической функции дополнения общего, дополнения как унифицированного, как базового, как обязательного и как академического (теоретического). Дополнительное образование как раз не является унифицированным, оно ориентировано не столько на удовлетворение общественной потребности в подготовке нового поколения к участию в производстве и культурной жизни страны, сколько на удовлетворение индивидуально-групповых образовательных потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации массового образования. Противопоставление дополнительного образования унификации массовой школы проявляется как в его содержании, так и в способах освоения. Дополнительная образовательная программа создается как методическое обеспечение образовательного процесса группы детей, состав которой определяется наличием у них той или иной образовательной потребности, что может быть связано как с возрастными особенностями, так и с ценностями социальной, этнической, субкультурной группы, индивидуальными интересами и возможностями. Вследствие этого дополнительное образование не является академическим, то есть ориентированным в отборе содержания на основы наук. Его содержание может, во-первых, дополнять основное в аспекте применения знаний и умений, т.е. иметь практическую направленность. Во-вторых, оно может восполнять имеющиеся, с точки зрения потребностей повседневной жизни, «пробелы» в содержании основного образования – утилитарная направленность. В-третьих, оно часто имеет междисциплинарный, синтетический характер. Таким образом, сфера дополнительного образования тем шире, чем более академичен и унифицирован характер основного (массового школьного) образования. Основное образование рассматривается как базовое, то есть как основа для последующей профессионализации, причем в любой сфере деятельности. Дополнительное образование в этом смысле базовым не является. Дополнительные занятия могут служить для удовлетворения потребностей, возникновение которых не связано с жизненными планами личности, а обусловлено актуальной ситуацией жизнедеятельности – эпизодический интерес, стремление принадлежать группе значимых сверстников, обрести новых друзей и т.п.

Учреждения дополнительного образования в государственной системе объективно играют подчиненную роль. Данное обстоятельство выражается как в определении содержания организуемого социального опыта и образования, так и подстройке порядка функционирования под режим общеобразовательной школы.

Подводя итог нашему лингвистическому и социально-педагогическому опусу, попытаемся сформулировать заклинание:

Как бы не развивалась отечественная система образования, главное, что отношение к дополнительному образованию не исходило из понимания дополнительного как не обязательного, излишнего, не нужного, существующего сверх необходимости!!!

  1. Большой современный англо-русский/русско-английский словарь.– М.: БАО-ПРЕСС, 2004.– 688с.
  2. Иванова Л.Т. Испанско-русский словарь.– М.: Цитадель, 2005.– 576с.
  3. Милорадович Живан М. Испанско-русский, русско-испанский словарь с использованием грамматики.– М.: Вече, 2005.– 672с.
  4. Москвин А.Ю. Большой словарь иностранных слов М.: Центрполиграф, 2005.– 816с.
  5. Раевская О. В . Новый французско-русский и русско-французский словарь.– М.: АСТ; Астрель, 2006.–639с.
  6. Русско-итальянский и итальянско-русский словарь / Dizionario russo-italiano italiano-russo.– М.: АСТ; Астрель, 2003.–278 с.
  7. Русско-латинский словарь. Сост. Мусселиус В. Репринтное издание. Серия «Классика».- М.: Лист Нью, 2003. - 464 с.
  8. Сиротина Т.А. Большой современный немецко-русский/русско-немецкий словарь. М.: БАО-ПРЕСС, 2004.– 640с.
  9. Словарь синонимов русского языка/ Под ред. П. Евгеньевой.– М.: АСТ, 2004.– 648с.
  10. Шалаева Г.П., Кода А.М. Русско-итальянский словарь с текстовыми иллюстрациями.– М.: Эксмо-Пресс, 2003.– 287с.

К сожалению, не существует понятия для обозначения восхождения ребенка к любительскому занятию. Профессионализация есть, а хоббинализации нет. Видимо сказывается дискриминация значения свободного времени человека. Делает ли нас более счастливыми чрезмерная выпячивание профессиональной стороны существования???