Павлов А.В., к.п.н.

В статье рассматривается одна из самых актуальных и лежащих "на поверхности функций" дополнительного образования детей, но так и не нашедшая своего нормативного закрепления в настоящее время. Между тем проблема отклоняющегося поведения подростков сегодняшнего дня достаточна латентна, несмотря на улучшившиеся социально-экономические условия последних лет.

Происходящие социально-экономические изменения, изменения в социальной политике, имеющие общий позитивный тон, переходя в плоскость социально-психологического благополучия семьи и детства в катастрофическом информационном фоне, вступают в противоречие с некоторыми негативными тенденциями в положении несовершеннолетних. Особенно это отражается увеличении количества и форм отклоняющегося поведения детей школьного возраста.

Несмотря на приоритетность таких видов деятельности правоохранительных органов, как защита прав несовершеннолетних, профилактика преступлений и правонарушений подростков, борьба с безнадзорностью, ежегодная тенденция к снижению подростковой преступности, зафиксированная в Москве на протяжении последних четырех лет, изменилась.

По данным прокуратуры столицы уровень детской преступности в Москве вырос в 2013 году на 24% по сравнению с предыдущим годом. Вместе с тем дети сами чаще становятся жертвами преступлений – показатель вырос на 50%. Вдвое участились случаи рецидива подростковой преступности. Серьезную озабоченность вызывает увеличение на 60% умышленного причинения подростками тяжкого вреда здоровью других лиц, на 42% - разбойных нападений, на 32% - краж [3]. Кроме того, не следует забывать о латентной преступности и о числе нераскрытых преступлений (каждое второе).

Россия продолжает удерживать первое место в Европе по числу убийств среди подростков и первое место по числу самоубийств среди подростков.

Неутешительная статистика должна привести нас к мысли, что система профилактики подобного поведения должна быть качественно иной, отличающихся от традиционных форм работы правоохранительных органов в данном направлении.

Безусловно, понимание причин происходящих негативных тенденций важнее сухой статистики. При этом нельзя рассматривать какие-либо причины как главенствующие, особенно, лежащие на поверхности. Это результат целого комплекса причинно-следственных связей, как негативного, так и условно «позитивного» характера, среди которых следует выделить основные:

1. Информационная избыточность. Дети имеют доступ к неограниченному кругу источников информации, в первую очередь, посредством сети интернет. Нельзя не отметить общий негативный информационный фон, разжигающий ненависть, агрессию, ксенофобию, и насилие в качестве приемлемого способа решения возникающих проблем.

2. Субкультура. Большинство несовершеннолетних детей, так или иначе, находятся во влияние различных молодежных субкультур, неформальных групп. Так более половины от общего числа преступлений совершено в группе по предварительному сговору.

3. Социально-психологические условия семьи. Родители в стремлении «хорошо зарабатывать  и отдыхать» далеко не всегда могут оказать ребенку должное внимание, выполнить его возрастающие потребности. Продолжают сохраняться негативные социальные явления в семьях.

4. Культ потребления и успеха. Современное общество переживает время «тотального потребления», досуг практически смыкается с потреблением, все свободное время коммерциализируется, возводя «визуальную успешность», обладание теми или иными предметами, в основную форму существования современного подростка. Рынок создает новые площадки для досуга, с которыми традиционные формы  уже не выдерживают конкуренции.

5. Утрата школой социально-педагогической роли. В продолжающейся формализации образования школа стремится работать на единственный сегодня очевидный учебный результат – это результаты тестирования и олимпиад, отказываясь от важных социально-педагогических функций – социализирующей, ценностно-ориентационной, компенсаторной, рекреационной и др.

Вместе с тем социально-педагогические параметры отклоняющегося поведения детей и подростков, его структура и содержание в научной литературе оцениваются и характеризуются неоднозначно.

Одни ученые рассматривают отклоняющееся поведение как несоответствие действий и поступков ребенка предъявляемым ему социальным требованиям, нравственным нормам и этическим правилам, другие видят в отклоняющемся поведении отступление от существующих правовых норм, их нарушении, т. е. «ненормальное» поведение с точки зрения нормативно-значимого фактора. Третьи в отклоняющемся поведении видят трудноразличимую грань между отклонениями от закона и моральной нормы и трактуют его как нарушение нравственных норм и своих этических обязанностей, с одной стороны, и как нарушение закона (кража, грабеж, хулиганские действия), но без привлечения подростков к уголовной ответственности из-за малолетнего возраста, с другой стороны.

Отклоняющееся поведение социально детерминировано. Чтобы преодолеть или предупредить отклоняющееся поведение, необходимо в первую очередь нейтрализовать негативное влияние социальной среды, ограничить отрицательное воздействие внешних факторов.

Это первый из основных форм профилактической работы, которые выделяют исследователи.

Одной из важнейших социально-педагогических сред, имеющих воспитывающее и образовательное значение, является особым образом организованная среда организации дополнительного образования детей.

Сегодня возможности системы дополнительного образования детей в социальной политике государства недостаточно оценены в векторе профилактики правонарушений, асоциального поведения, безнадзорности и поддержки семьи.

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции.

Дополнительное образование детей по своей сути обладает значимыми для профилактики отклоняющегося поведения социально-педагогическими особенностями:

1. Добровольность, отказ от системы обязательности и принуждения, опирающаяся только на интерес и потребность.

2. Охват всех сфер деятельности человека, не ограниченный образовательными стандартами.

3. Ориентация на личную самореализацию и профессиональное самоопределение, создание поля расширения возможностей развития личности.

4. Отсутствие ценза – возрастного, образовательного, социального.

5. Детско-взрослые сообщества создают особую систему отношений, отличная от аналогичных отношений в школе и семье и обеспечивающих воспроизводство норм общественной жизни.

6. Ярко выраженный личностно-деятельностный характер взаимодействия.

7. Компенсация недостатков семьи и основного образования.

8. Альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений, в том числе таких категорий, как дети с особенностями в развитии, дети в трудной жизненной ситуации.

9. Сохранения «право на ошибку», создания «ситуации успеха».

Возможности социальной среды в профилактике отклоняющегося поведения могут раскрыться только благодаря организация деятельности, альтернативной такому поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте отклоняющегося поведения. Такими формами активности являются: творческая деятельность; познание; физический труд; спорт и испытание себя; значимое общение и дружба.

Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, формирования социальных компетенций и развития творческих способностей детей в области научно-технической, художественной, эколого-биологической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической, естественно-научной и другой образовательной деятельности, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями.

В организациях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих организаций максимально учитывают особенности социума. Следствие этого – накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии; получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.

Среди основных социально-педагогических технологий, реализация которых в организациях дополнительного образования направлена на содействие социальному становлению личности, предупреждение проблем и социально-педагогическую поддержку детей и молодежи, целесообразно рассматривать следующие:

1. Технологии профилактической социально-педагогической деятельности. Данные технологии следует соотнести с собственно образовательной деятельностью по дополнительным образовательным программам в творческих объединениях различной направленности. Позитивной жизненной альтернативой выступает возможность самореализации ребенка в личностно и социально значимых делах, привлечения его к видам деятельности, которые требуют значительного напряжения физических сил и эмоций и выступают альтернативой асоциальному и отклоняющемуся поведению, особенно для ребят, которые испытывают трудности с адаптацией в коллективе.

Активная деятельность позволяет сглаживать внутреннее напряжение с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество. Творчество и разнообразная деятельность способствует активизации личностных ресурсов, противостоящих негативному воздействию внешней среды.

2. Технологии организации волонтерской деятельности. Исследование волонтерской деятельности в педагогическом аспекте (Л. Е. Никитина Н. И. Никитина, С. В. Тетерский, И. И. Фришман, М. В. Шакурова) позволяют рассматривать ее с позиции социального воспитания как целенаправленную деятельность по созданию условий для формирования ценностных ориентаций, развития социального опыта и решения возрастных задач ее участников [1, с. 102]. С такой точки зрения технологии организации волонтерской деятельности являются значимым средством решения задач социального становления подростков, старшеклассников в организациях дополнительного образования, которые зачастую становятся организаторами и координаторами волонтерских мероприятий.

3. Технология социального проектирования. В педагогическом контексте социальное проектирование наряду с волонтерской деятельностью рассматривается как одно из средств развития социальной инициативности подростков. Социальное проектирование оказывает влияние на развитие социально значимых качеств школьников, формирование у них активной жизненной позиции.

О. В. Безпалько отмечает, что социальные проекты могут быть направлены на создание условий для развития социальности субъекта (личности, группы); самореализацию личности в основных сферах социальной среды, минимизацию неблагоприятных условий социализации личности [1, с. 102].

4. Технология организации детского общественного объединения. Организации дополнительного образования во многом сохранили традиции организации работы с детьми и молодежью в форме пионерской и комсомольской организации, носивших помимо идеологического компонента значительные социально-педагогические функции.

Современная социально-педагогическая наука продолжает рассматривать самоуправление и детский коллектив как форму практического воплощения идей социального воспитания детей в учебных заведениях средством их позитивной социализации, гражданского становления, продолжающих позитивную теорию и практику развития воспитательного коллектива.

5. Технологии формирования здорового образа жизни и здоровья сбережения.

Привитие жизненно необходимых навыков сохранения и укрепления собственного здоровья в предметном обучении является абстрагированность, отстраненность знаний от реальной жизни ребенка, его опыта и позиции по отношению к выбору стиля жизни. Формы в дополнительном образовании могут иметь следующие особенности:1) внедрение в работу детских объединений по интересам тем здоровья, здорового образа жизни, имеющих прямое отношение к тематике объединения; 2) включение в образовательную деятельность детских объединений тем образа жизни, прямо не связанных с этой деятельностью, но чрезвычайно актуальных в настоящее время (например, проблемы вредных привычек, нравственного здоровья и др.), а также тем здорового образа жизни, традиционно входивших в систему гигиенического воспитания. К ним относятся личная и общественная гигиена, гигиена умственного труда, питания, оздоровительное значение физкультуры и спорта, профилактика инфекционных заболеваний, травматизма и гигиенические аспекты полового воспитания; 3) общие акции в детском объединении или центре детского творчества на темы здорового образа жизни.

Умение взрослеющего человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.

Обуславливая социально-экономическую целесообразность использования потенциала системы дополнительного образования в деле профилактической работы, необходимо отметить, что содержание группы обучающихся в учреждении дополнительного образования обходится государству в размере содержания в детской колонии одного несовершеннолетнего преступника (около 350 тысяч рублей в год).

Отмечая значительную социально-педагогическую роль системы дополнительного образования в профилактике отклоняющегося поведения школьников, распространения негативных явлений среди несовершеннолетних и снижении преступности, дополнительное образование можно охарактеризовать как средство обеспечения общественной солидарности.

В заключение стоит отметить, что необходимо дальнейшее активное включение возможностей организаций дополнительного образования в ряд приоритетных направлений деятельности государственной системы профилактики отклоняющегося поведения детей и молодежи и нормативное закрепление данной роли.

 

Литература:

  1. Литовченко Е.В. Социально-педагогические технологии во внешкольном образовании и их роль в социальном становлении подростков // Перспективы образования и науки, №6, - Воронеж, 2013 г. – с. 100-105.
  2. Подрастающее потребление // Журнал «Огонек», 2013, №15, – с. 4-6.
  3. Прокуратура города Москвы [Электронный ресурс]: Координационное совещание руководителей правоохранительных органов Москвы по вопросам борьбы с преступностью несовершеннолетних Режим доступа: http://www.mosproc.ru/news/moscow/v_prokurature_goroda_sostoyalos_koordinatsionnoe_soveshchanie_rukovoditeley_pravookhranitelnykh_orga18/, свободный. – Загл. c экрана.
Источник: Становление и развитие социальной педагогики: методология, теория, практика.- М.: РГСУ, 2014.