С 30 октября по 1ноября 2013 года в г. Вологде состоялся окружной форум Северо-Западного федерального округа по вопросам развития дополнительного образования «Интеграция общего и дополнительного образования как фактор развития воспитательного и социально-педагогического потенциала региона». Форум был организован Министерством образования и науки Российской Федерации при поддержке Департамента образования Вологодской области, АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования».

В семинаре-совещании приняли участие представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Профсоюза работников образования и науки Российской Федерации, руководители органов государственной власти Вологодской области, представители региональных и муниципальных органов управления образованием, руководители образовательных организаций; научные сотрудники учреждений высшего и дополнительного профессионального образования – всего более 250 человек из 11 регионов Российской Федерации (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Ярославская, Вологодская, Архангельская, Мурманская, Псковская, Новгородская, Калининградская области, Республика Коми, Республика Карелия, Ненецкий автономный округ).

В режиме видеконференции участников совещания приветствовал и отвечал на вопросы представителей регионов заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Вениамин Шаевич Каганов.

Информационная поддержка совещания осуществлялась интернет-порталом «Дополнительное образование» (http://dopedu.ru/), интернет-сайтами Департамента образования Вологодской области (http://depobr.gov35.ru), АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» (http://viro.edu.ru), ООО ТРК «Русский Север».

Цель семинара-совещания – обсуждение приоритетов и направлений развития дополнительного образования детей в контексте современного социокультурного и экономического развития регионов; внесение предложений в проекты нормативных правовых актов по вопросам дополнительного образования детей, представленных Минобрнауки России.

В рамках семинара-совещания прошли пленарное заседание, дискуссия «Открытый микрофон», круглый стол, панельная дискуссия. Местом проведения семинара-совещания стали: Правительство Вологодской области, БОУ ВО «Вологодская кадетская школа-интернат», АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования».

С основными направлениями модернизации дополнительного образования участников совещания познакомил директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России Александр Эдуардович Страдзе.

С приветственным словом от Профсоюза работников народного образования и науки РФ выступила Светлана Вадимовна Павлушкова, председатель Вологодской областной общественной организации Профсоюза работников образования и науки РФ.

На пленарном заседании семинара-совещания были представлены следующие доклады:

  • «Модель управления региональной системой дополнительного образования детей. Основные подходы» (Елена Олеговна Рябова, начальник Департамента образования Вологодской области);
  • «Межведомственная и внутриведомственная интеграция как условие развития дополнительного образования Архангельской области» (Елена Владимировна Молчанова, начальник отдела дошкольного, общего и дополнительного образования Минобрнауки Архангельской области);
  • «Развитие механизмов реализации ФГОС общего образования средствами дополнительного образования» (Светлана Евгеньевна Кузнецова, начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования Комитета по образованию г. Санкт-Петербурга);
  • «Механизмы конкурсной поддержки учреждений ДОД в развитии научно-технического творчества детей и молодежи в рамках региональной программы развития ДОД Калининградской области» (Лариса Юрьевна Барковская, начальник отдела специального, дополнительного, физкультурно-спортивного образования и воспитания Министерства образования Калининградской области);
  • «Технологии изучения социального заказа на дополнительное образование детей» (Ангелина Викторовна Золотарева, д.п.н., профессор, заведующий кафедрой управления образованием ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского)»;
  • «Межведомственное взаимодействие как условие развития дополнительного образования Мурманской области» (Елена Николаевна Воротникова , доцент кафедры государственного и муниципального управления ГБОУ ДПО «Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры»);
  • «Организация экологического образования через систему социального партнерства» (Елена Николаевна Яркова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГОУ ДОД «Коми республиканский эколого-биологический центр»);
  • «Развитие универсальных учебных действий во внеурочное время средствами дополнительного образования» (Инна Григорьевна Назарова, заведующий кафедрой общей педагогики и психологии ГОАУ Ярославской области «Институт развития образования»);
  • «Инновационная тематическая образовательная площадка как современная форма организации дополнительного образования детей» (Алевтина Александровна Боршуляк, заведующий отделом профессионального образования ГАОУ Республики Карелия «Институт повышения квалификации работников образования»);
  • «Совершенствование мер, направленных на увеличение охвата детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам» (Елена Николаевна Лекомцева, к.п.н., доцент кафедры управления образованием ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»).

Второй день семинара-совещания начался с обсуждения проектов нормативных правовых актов по аспектам дополнительного образования детей, представленных Министерством образования и науки РФ: проекта Межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года; проекта приказа Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»; проекта Методических рекомендаций по решению задачи увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75%.

Участниками конференции были актуализированы проблемы межведомственной интеграции в развитии дополнительного образования детей, сетевого взаимодействия различных типов учреждений и организаций, государственно-частного партнерства в развитии доступности и качества дополнительного образования детей, проблема статистического учета детей, обучающихся по программам дополнительного образования, обсуждены проекты профессиональных стандартов специалистов в области дополнительного образования.

Во время дискуссий и круглых столов были подняты вопросы, касающиеся содержания деятельности педагога дополнительного образования, оценки качества его деятельности, перехода на новую систему оплаты труда, введения эффективных контрактов в системе дополнительного образования.

Участники конференции отмечают своевременность и актуальность привлечения внимания законодательных и исполнительных органов власти, всего профессионального сообщества работников образования к проблеме развития дополнительного образования детей.

Участники семинара-совещания констатируют, что:

- дополнительное образование, призванное развивать творческие способности детей, удовлетворять их индивидуальные потребности в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укреплении здоровья, а также в организации их свободного времени, является одним из приоритетов инновационного развития страны;

- дополнительное образование детей должно быть ориентировано на государственный заказ, на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. В связи с этим, образовательная деятельность учреждений дополнительного образования детей должна находиться в состоянии постоянного обновления и совершенствования.

Участники семинара-совещания отмечают:

- актуальность разработки системы нормативно-правовых документов, обеспечивающих единые подходы к развитию инфраструктуры сферы дополнительного образования детей в субъектах РФ;

- значимость стандартизации требований к разным аспектам профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

В то же время участниками совещания осознается необходимость:

- разработки на федеральном уровне нормативной и правовой базы по вопросам межведомственного взаимодействия;

- согласования нормативных правовых документов в части единых требований к организации дополнительного образования детей;

- разработки и реализации региональных программ развития дополнительного образования детей;

- совершенствования нормативно-правовых механизмов интеграции общего и дополнительного образования по вопросам участия учреждений дополнительного образования детей в реализации неурочной деятельности согласно ФГОС общего образования;

- разработки процедур и технологий изучения и формирования социального заказа на услуги дополнительного образования детей;

- совершенствования системы учета детей, охваченных дополнительным образованием;

- совершенствования механизмов обеспечения доступности дополнительного образования, мер по увеличению охвата детей программами дополнительного образования;

- совершенствования механизмов формирования государственных (муниципальных) заданий учреждениям дополнительного образования детей;

- уточнения критериев оценки качества реализации образовательных услуг учреждений дополнительного образования детей;

- совершенствования механизма оплаты труда педагогических и руководящих работников системы дополнительного образования детей путем введения эффективного контракта в дополнительном образовании детей;

- создания системы поддержки молодых специалистов в сфере дополнительного образования детей;

- модернизации системы аттестации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов системы дополнительного образования;

- разработки требований к дополнительным общеразвивающим программам, их структуре и содержанию;

- создания банка данных дополнительных общеразвивающих программ;

- создания и развития вертикали ресурсных центров по всем направленностям дополнительного образования детей;

- приведения в соответствие всех нормативных документов с точки зрения единства названий и подходов;

- создание глоссария основных понятий, используемых в нормативных и методических материалах сферы дополнительного образования детей;

- на совещании 1-4 декабря 2013 года сформулировать государственный заказ к сфере дополнительного образования детей и обсудить основные проблемные вопросы, обозначенные в ходе семинара-совещания.

Участники семинара-совещания отметили необходимость проведения подобных форумов и дальнейшего обсуждения актуальных вопросов развития дополнительного образования в сети Интернет.