Региональный опыт

На прошлой неделе в Калуге состоялось торжественное открытие Года дополнительного образования.

На открытии выступили детские и юношеские творческие коллективы Калуги. А также рассказали историю появления государственных внешкольных учреждений в нашем регионе. Начало было положено в 1929-м году - когда в Калуге открылась станция юных техников. А в начале 30-х в Козельске появляется первый в области Дом пионеров. И уже через 10 лет такие учреждения открываются по всему региону. Министр образования Калужской области Александр Аникеев на встрече с коллегами выразил надежду, что этот год станет импульсом для развития системы дополнительного образования.

Александр Аникеев, министр образования Калужской области: «Мы должны подумать о том, как нам поддержать наших педагогов и мы сейчас очень активно работаем над этим. И в скором времени мы должны будем выполнить президентский указ о доведении заработной платы педагогов дополнительного образования до зарплаты средней по экономике региона».

В прошедшем учебном году в системе образования функционировали 34 многопрофильных учреждения дополнительного образования детей, из них 31 муниципальных (дома и центры развития детского творчества), 3 – государственных, находящихся в ведении министерства образования и науки области.

В настоящее время в 14 муниципальных районах функционирует по 1 многопрофильному учреждению дополнительного образования, в 5 муниципальных районах (Боровский, Дзержинский, Козельский, Людиновский, Мещовский) – от 2 до 3, в г. Калуге – 5 учреждений, в Износковском, Спас-Деменском, Думиничском, Ульяновском районах – ни одного. В Юхновском и Куйбышевском районах вопросы содержания дополнительного образования курируют специалисты информационно-методических центров.

2009

2010

2011

2012

47

45

41

34

Таблица. Динамика развития сети многопрофильных учреждений дополнительного образования (кол-во ед.) (диаграмма)

2009

2010

2011

2012

55774 (84 %)

53838 (70, 1%)

48527 (58,4%)

39243 (46, 7%)

Таблица. Динамика численности детей, занимающихся в многопрофильных учреждениях дополнительного образования (кол-во чел) (диаграмма)

В многопрофильных учреждениях дополнительного образования детей, заняты 39243 детей, что составляет 46,7 % от общего числа детей школьного возраста, проживающих в области.

Ещё 22664 детей занимаются в кружках и секциях, действующих в общеобразовательных учреждениях, что составляет 27 % от общего числа детей школьного возраста.

В целом в области свыше 73 % обучающихся области включены в занятия дополнительным образованием.

47,4 % всех обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей посещают объединения, организованные непосредственно на базе общеобразовательных учреждений;

91,8% творческих объединений, функционирующих на базе образовательных учреждений, работают на бесплатной основе. Свыше 8 % кружков – платные, их количество за последний год увеличилось на 4,7 %.

В системе дополнительного образования детей работают 1146 специалистов, из них руководящих кадров - 124, педагогических работников -971 человек (педагоги дополнительного образования, методисты, педагоги-организаторы), учебно-вспомогательный персонал - 51.

Общий объем финансирования учреждений дополнительного образования составляет 243840 тыс. рублей консолидированного бюджета области.

Содержание одного обучающего в многопрофильных учреждений составила 3,4 тыс. рублей (по России – 10-15 тыс. рублей).

В учреждениях дополнительного образования действуют программы для разных групп детей: одаренных, детей с проблемами развития, детей «группы риска». Для них создаются различные современные образовательные практики и инновационные модели.

Профессиональному становлению подростков способствуют такие структурные подразделения учреждений, как муниципальная экспериментальная школа дополнительного образования молодежи, школа изобразительных искусств, школа дизайна, которые более 10 лет работают на базе Центров развития творчества детей и юношества г.Калуги и г.Обнинска.

Центр внешкольной работы Малоярославецкого района является ресурсным центром по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов образовательных учреждений города.

В системе дополнительного образования действуют школы словесности и журналистики, 68 детских пресс-центра, 19 теле-видеостудий, способствующих успеху в жизненной самоопределении обучающихся.

На базе Домов детского творчества г.Людиново, г.Тарусы и других работают клубы по интересам для детей с ограниченными возможностями здоровья «Надежда», «Милосердие» и другие, реализуются проекты по допрофессиональной подготовке данной категории обучающихся.

Детское техническое творчество в Калужской области развивается по 9 направлениям: научно-техническое: информатика и информационные технологии;

робототехника; радиотехника и радиоэлектроника; техническое моделирование;

кино, фото, видео творчество; спортивно-техническое: автомоделирование; авиамоделирование; картинг; радиоспорт; мотоспорт.

194 объединения технической направленности работают на базе 21 многопрофильного учреждения дополнительного образования детей в 15 муниципальных районах области, на базе общеобразовательных учреждений области работают 291 объединение.

Объединения научно-технической направленности работают в 18 муниципальных районах области (Бабынинском, Боровском, Дзержинском, Думиничском, Жиздринском, Жуковском, Кировском, Козельском, Куйбышевском, Людиновском, Малоярославецком, Медынском, Мещовском, Мосальском, Спас-Деменском, Сухиничском, Таруссоком и г.Калуге),

спортивно-технической направленности – в 9 районах (Бабынинском, Боровском, Дзержинском, Кировском, Козельском, Малоярославецком, Мещовском, Спас-Деменским и г.Калуге).

В Барятинском, Износковском, Перемышльском, Ульяновском и Хвастовичском районах объединения технической направленности не представлены.

Общее количество детей в области, занятых техническим творчеством –6900 обучающихся (8,5% от общего количества школьников области).

Общее количество программ технической направленности в регионе – 105. В том числе, программ научно-технической направленности – 86, спортивно-технической направленности – 19.

Среди программ научно-технической направленности преобладают образовательные программы в области информационно-коммуникационных технологий для различных категорий обучающихся («Занимательная информатика», «Компьютерная графика», «Пользователь ПК», «Компьютерная техника», «Компьютерный дизайн» и т.п.), «Радиоэлектроника», программы по начально-техническому моделированию, которые знакомят детей с основами конструирования технических моделей и игрушек («Начальное моделирование», «Ступени к творчеству»), программы спортивно-технической направленности, позволяющие обучающимся получать знания в области аэродинамики («Авиамоделизм», «Ракетомоделизм»), программы «Картинг» и «Мотоспорт» знакомят обучающихся с конструкциями картов и мотоциклов, правилами дорожного движения, направлены на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.

Большая работа по развитию детского технического творчества проводится

в учреждениях дополнительного образования детей «Сухиничский Дом детского творчества», Детско-юношеский центр космического образования «Галактика» г.Калуга, «Областной центр дополнительного образования детей им. Ю.А.Гагарина», «Центр детского творчества» г.Сосенский Козельского района, «Центр развития творчества детей и юношества» города Обнинска, где реализуется широкий круг образовательных программ научно-технической направленности.

Наибольшей популярностью пользуются занятия информатикой и информационными технологиями (37,4%), техническим моделированием (16,0%), радиотехникой и радиоэлектроникой (3,0%), конструированием (2,5%).

Из-за высокой ресурсоемкости менее развиты такие направления как картинг, мото, авто-, авиа- моделирование. Недостаточно представлены в УДОД производственно-технические объединения, робототехника, а также направления, ориентирующие детей на инженерно-технические и военно-технические профессии.

Основу эколого-биологического дополнительного образования составляют 132 объединения эколого-биологической направленности, охватывающие 2050 школьников (5,2 % от общего количества школьников).

Приоритетные формы получения образования: образовательная деятельность, экскурсии в природу, выезды в экспедиции, работа на учебно-опытных участках и в экспериментальных лабораториях.

Не реализуются программы эколого-биологической направленности в учреждениях дополнительного образования Жиздринского, Жуковского, Куйбышевского, Мосальского, Малоярославецкого районов.

Резкое сокращение количества объединений (с 7 до 1) произошло в Бабынинском и Кировском районах.

В многопрофильных учреждениях дополнительного образования детей в районах Калужской области реализуется 37 образовательных программ эколого-биологической направленности. В ГБОУДОД «Эколого-биологический центр» реализуется 20 образовательных программ.

Среди образовательных программ эколого-биологической направленности в регионе преобладают программы, направленные на общее ознакомление с природой: «Юный эколог», «Экология и мы», «ЭкоПлюс», «Мир вокруг нас». Популярны программы, связанные с охраной здоровья человека (напр., «Основы санитарии и гигиены», «Здоровье человека»). Не теряют популярности программы прикладного характера: «Комнатное цветоводство», «Юный пчеловод», «Юные овощеводы», «Цветоводство», «Лесовод» и т.д. Реализуются также программы, представляющие собой расширение школьного курса биологии («Основы генетики», «Цитология и генетика» и т.д.). Мало распространены специализированные программы («Юный орнитолог», «Ботаника», «Арахнология»). Причина этого в высокой ресурсоемкости образования по данным программам.

В 50 образовательных учреждениях области существуют неформальные молодежные и детские экологические объединения (отряды, дружины, десанты).

В 20 школах Малоярославецкого, Людиновского, Медынского, Мещовского, Ферзиковского, Козельского, Кировского, Износковского, Барятинского районов существуют экологические научные общества.

В 209 общеобразовательных учреждениях 25 муниципальных районов Калужской области существует 231 трудовое объединение обучающихся. В трудовых объединениях занято 6084 обучающихся Калужской области.

В 19 школах Жиздринского, Бабынинского, Малоярославецкого районов экологическое дополнительное образование осуществляется на базе школьных музеев природы.

В 217 школах существуют учебно-опытные участки, на базе которых реализуется дополнительное эколого-биологическое образование.

Результатом системной работы по эколого-биологическому дополнительному образованию является активное участие образовательных учреждений области во Всероссийских мероприятиях экологической направленности.

В учреждениях дополнительного образования работают 37 объединений патриотической направленности, где подростки готовятся к службе в армии, стать офицером, и процентов 80 из них связывают свою судьбу с этим направлением. Комплексные программы гражданского воспитания реализуются Центром внешкольной работы Малоярославецкого района, Домом детского творчества Козельского района.

Учреждения дополнительного образования активно участвуют в развитии новых форм и технологий духовно-нравственного воспитания школьников. На их базе работают 27 объединений духовно-нравственной направленности, реализуются комплексные проекты становления личности на основе православной культуры. В Доме детского творчества Козельского района реализуется комплексная программа «Через творчество и духовность воспитание души». Комплексная целевая программа духовно-нравственного воспитания обучающихся «Радуга» Дома детского творчества г.Калуги стала лауреатом межрегионального конкурса «Лучшее образовательное учреждение по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи «Вифлеемская звезда».

Поддержка и развитие детских общественных организаций, возрождение детско-юношеских общественных движений – юных пожарных, юных инспекторов движения, традиционно является актуальным направлением деятельности учреждений дополнительного образования. Более 12 тысяч детей и подростков области участвуют в работе различных детских общественных движений и объединений.

Центр внешкольной работы Малоярославецкого района является центром общественной жизни старшеклассников. Районный педагогический отряд «Дружба» проводит обучение школьного актива по программам «Школа молодого лидера», «Организатор детского досуга».

Дети отдаленных районов имеют возможность получения дополнительного образования в очно-заочной форме. На базе государственных учреждений дополнительного образования детей работают 9 областных очно-заочных школ.

На базе Калужского областного центра дополнительного образования детей им.Ю.А. Гагарина действуют областные очно-заочные школы для творческих коллективов образовательных учреждений области:

· школа хореографического мастерства,

· фольклорно-этнографическая школа,

· школа детского телевизионного творчества,

· школа интеллектуальных игр,

· школа детского театрального творчества,

· школа толерантности и противодействия экстремизму «Согласие».

Участие в работе очно-заочных школ дает возможность школьникам из районов Калужской области повышать уровень мастерства в выбранной ими творческой области, заниматься под руководством высокопрофессиональных педагогов, обмениваться опытом с творческими коллективами Калужской области.

Образовательный процесс в очно-заочных школах в проходит в следующих формах:

· выполнение творческими коллективами контрольных заданий на местах в заочном режиме;

· очные сессии для обучающихся в период осенних, зимних, весенних и летних каникул на базе Калужского областного центра дополнительного образования детей им. Ю. А. Гагарина;

· выездные мастер-классы на базе образовательных учреждений,

· профильный летний лагерь для коллективов-участников очно-заочных школ.

В конце учебного года и по окончании полного учебного курса учащиеся школы проходят итоговую аттестацию.

Каждая очно-заочная школа реализует свою образовательную программу, срок реализации программ – 2 года. По завершении обучения учащиеся, выполнившие все задания и аттестованные положительно, получают Свидетельство об окончании очно-заочной школы.

На базе Калужского областного эколого-биологического центра учащихся работают 3 областные очно-заочные школы:

· заочная лесная академия,

· очно-заочная художественная школа,

· заочная эколого-биологическая школа.

Основной целью деятельности школ является осуществление дополнительного довузовского профессионального обучения по выбранным профилям.

Всего в областных очно-заочных школах получают дополнительное образование 508 школьников области.

Активно развивается сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями области, свыше 85 % общеобразовательных школ активно сотрудничают с учреждениями дополнительного образования детей по самым различным направлениям деятельности.

Целенаправленные формы сотрудничества создают условия наибольшего благоприятствования для развития воспитательных функций общеобразовательных учреждений, усиления познавательной мотивации учащихся, реализации инновационных идей.

Детско-юношеский центр космического образования «Галактика» г. Калуги

реализует долгосрочный целевой проект «Социализация младших школьников в рамках реализации ФГОС», в который включены 30 общеобразовательных учреждений города Калуги.

В рамках проекта осуществляется совместная работа учителей школ и педагогов центра по апробации и внедрению образовательных программ:

· духовно-нравственного развития «Маленький принц»,

· естественно-научной направленности «Наш дом – Вселенная»,

· спортивно-технической направленности «Моя первая модель».

Специалистами ДЮЦКО «Галактика» организуется методическое сопровождение проектов: семинары и мастер-классы для педагогов, задействованных в проектах. Изданы рабочие тетради для учащихся, методические рекомендации для учителей

Долгосрочный сетевой проект Детско-юношеский центр космического образования «Галактика» г. Калуги «Маленький принц» стал победителем заочного этапа Всероссийского творческого конкурса долговременных программ патриотического воспитания в рамках проведения всероссийского творческого конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодых ученых.

Яркие практики в области развития современных моделей образовательных учреждений и перспективных моделей организации образовательного процесса развиваются также в Центре развития творчества детей и юношества «Созвездие» г.Калуги, Центре развития творчества детей и юношества «Созвездие» г.Обнинска, Доме детского творчества г.Людинова, Куровском Доме художественного творчества детей, Доме детского творчества Жиздринского района, Центре детского творчества Ферзиковского района.


Источник: Калужская ГТРК, Портал органов власти Калужской области