Зарубежный опыт

Правда ли, что многие процветающие экономики мира одна за другой отказываются в XXI веке от прямого управления своим внесистемным (неформальным) образованием? Чем увлекают детей подростковые студии и клубы дальнего зарубежья? И где, в каких условиях и в каком оптимальном формате это образование проявляет себя с максимальной эффективностью — под крышей общеобразовательной школы или отдельно от неё, в режиме автономного полёта?

 

Краткий обзор систем неформального образования за рубежом в статье Антона Зверева.

Китай: взрыв внесистемной педагогики

Поразительный факт: при том что школа в Поднебесной является полностью платной во всех звеньях, от начального до высшего, сеть учреждений дополнительного образования сохранила статус целиком бесплатной и общедоступной. Прямо-таки остров социализма в океане рынка!

Больше того, в крупнейшем ДДТ Пекина — Дворце детского творчества в районе Хайдянь (еженедельно он обслуживает более 3 тысяч детей по 30 тематическим модулям и профилям работы) зарплата сотрудников приравнена к жалованию школьных педагогов. Уже одно это красноречиво свидетельствует о том высочайшем значении, которое придают в КНР развитию внешкольного образования. Государство вкладывает в эту сферу деньги поистине неслыханные. Только за последние пять лет общедоступная сеть детских дворцов творчества и многопрофильных научно-технических центров удвоилась, достигнув пяти тысяч учреждений. При этом власти обещают, что к 2017 году будут открыты ещё восемь тысяч детских досуговых площадок, дворцов современной науки и техники, интерактивных павильонов профориентации и подростковых клубов по месту жительства.

С чем же связан этот впечатляющий рост внесистемной педагогики?

В Китае в ходу поговорка: сколько бы университетов мы ни открыли, офисов на всех их выпускников всё равно не хватит. И ещё одна мудрость из лексикона китайских реформаторов: «Школа порой лишь создаёт тот самый дефицит рабочих мест, который учреждения внешкольной педагогики успешно и просто преодолевают». Иначе говоря, китайские коллеги достаточно давно и ясно поняли, что именно система дополнительного образования быстрее и вернее других служит воспитанию креативных, самодостаточных граждан, способных открыть своё дело. А также и то, что эта сеть является самым надёжным средством профилактики преступности среди молодых.

Кстати, замечательной иллюстрацией этому может послужить поистине уникальный опыт Дании, где в восьмидесятых годах прошлого века, отвлекая детей от противоправных деяний, открыли дополнительно несколько тысяч подростковых и молодёжных клубов, центров досуга и кружков по интересам (самого широкого спектра: от любителей конного спорта до филателистов). Особый акцент авторы этого проекта сделали на том, чтобы подростки почувствовали вкус к труду, сумели обрести в нём заменитель криминальных импульсов и побуждений. И усилия датчан принесли ожидаемые плоды: только за одно десятилетие (с 1979 по 1989 год) статистика тяжких преступлений среди молодежи сократилась вдвое!

Когда-то китайцы строили свою национальную сеть дополнительного образования детей строго по нашим, советским лекалам. Сегодня, похоже, настал наш черёд заимствовать иноземный опыт. В Китае, к примеру, оплата труда мастеров внешкольного образования слагается из двух элементов. Первый из них (базовый) зависит от квалификации работника, второй — от количества записанных на его кружок учеников, от их индивидуальных достижений на спортивных и иных соревнованиях. При поощрении преподавателей учитываются также и отзывы детей об их работе (среди ребят распространяются специальные анкеты).

Как полагает директор Дома научно-технического творчества молодёжи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества Александр Леонтович (побывавший недавно в Пекине в составе представительной интернациональной делегации), в отличие от нашей страны, где педагоги чуть ли не каждый день ждут какой-нибудь внеочередной реформы, власти Китая заблаговременно посылают обществу предельно внятные сигналы относительно своей политики в сфере образования. Принята государственная программа развития внешкольного образования, в частности на селе, где говорится: «Каждый ребёнок должен иметь возможность посещать интересующий его коллектив поблизости от своей деревни».

Япония: в тесноте да не в обиде

Вполне понятно, почему Япония не спешит, подобно Китаю, открыть столько просторных детских дворцов с шикарными театральными площадками, конференц-залами, помещениями для научных лабораторий, студий, производственных цехов. У них там просто нет для всего этого места. Вот почему сеть неформального образования прописалась непосредственно в японских школьных классах.

Согласно действующим правилам каждый японский первоклассник обязан ежедневно (кроме воскресенья) работать после уроков в одном из ученических объединений по интересам. Вернее, выбрать из всего многообразия кружков либо один спортивный, либо два творческих. А дальше — оставаться в них на протяжении всего времени обучения в школе. Финансирование этих кружков поставлено в прямую зависимость от числа занимающихся в них детей. Вот почему конкуренция за каждого ученика идёт нешуточная. Каждый сентябрь в японских школах проходит очень необычный праздник — фейерверк открытых уроков и рекламных акций. Организаторы детского досуга — руководители студий и спортивных секций — открыто борются между собой за будущих учеников.

Каждый кружок стремится затянуть к себе как можно больше первоклашек, для чего устраиваются показательные занятия, когда новичкам школы или малышам предлагается попробовать позаниматься с «ветеранами» совместно. Тем же, кто не смог разобраться со своими интересами, рекомендуется образовать кружок «белых ворон» — учеников, которые никуда не записались. Если же юный японец вдруг посреди года вздумает поменять, допустим, объединение юных фотографов на шахматную студию, его будут дружно осуждать всем коллективом. Нельзя, не принято, не по уставу! Зато в здешних университетах также имеются творческие студии и секции: по плаванию, дзюдо и рукоделию. И главное, многие из них совершенно бесплатные!

Отцы и дети по-французски: решаем проблему среды!

Как работают детские клубы и центры досуга в странах Западной Европы? Как правило, государство (в Швеции, Финляндии, во Франции) берёт на себя львиную долю оплаты детских увлечений — но преимущественно для семей, которым не по карману занятия в дорогих кружках и специализированных музыкальных и спортивных школах. Все остальные родители на общих основаниях выкладывают круглые суммы за то, что их чадо играет на скрипке, занимается самбо или плавает дважды в неделю в бассейне.

Во Франции, кстати, существует даже специальный день, а именно среда, когда все как один родители обязаны, прихватив под мышку своего киндера, носиться с ним из одного кружка в другой. Дело в том, что среда здесь, по давней традиции, день семейного воспитания. Практически это означает, что все детские заведения (во Франции они определяются общим понятием «школа» — даже детские сады) работают не пять дней в неделю, а только четыре. Среда — дополнительный выходной. Но только не для музеев, театров, киноконцертных залов, которые предлагают в этот день специальные детские программы, презентации и долгожданные премьеры.

«Ох, эти французские среды! Каждую неделю я решаю, как отпроситься с работы, чтобы решить проблему полноценного досуга своего дитяти. Можно, конечно, сэкономить и оставить ребёнка дома, но категорически не одного — это уголовно наказуемо. Можно завести няню. Но нянь по средам на всех, разумеется, не хватает», — пишет собкор нашего первого телеканала во Франции Жанна Агалакова в своей новой книге «Всё, что я знаю о Париже».

Впрочем, не всё так безнадёжно. Для детей, чьи родители работают по средам, во Франции и других странах Старого света существуют специальные центры досуга, которые финансируются муниципалитетом либо сами зарабатывают себе на жизнь.

В Швеции, например, для школьников организуют «Дома свободного времени». Это очень уютные микросообщества, рассчитанные на 20–30 человек. Приходя сюда после уроков, ребята отдыхают, играют на лоне природы, осваивают спортивные снаряды. Обитатели «Дома свободного времени» выпускают собственную газету, которую сами и распространяют. Ближе к вечеру они производят уборку, читают вместе понравившуюся книгу.

И всё же среди набора занятий, которые предлагают детям всевозможные внешкольные ассоциации, общества, клубы, родители лишь в редких случаях могут найти объединения интеллектуального профиля. Крайне редки на Западе и наши очумелые мастерские, драматические студии, кружки моделирования, кройки и шитья, поварского искусства. Государство (в той же Финляндии) сполна оплачивает детям здоровый образ жизни (спорт) и увлечения общекультурными ремёслами. Всё остальное — строго за свой счёт.

 

Источник: Интернет-издание "Просвещение"